Город, опережающий своё время: как под Алматы строят Alatau City

И зачем инвесторы идут туда, где пока нет ни улиц, ни зданий

Фото: © Jokhi Judi/Apex Group

История создания сингапурского урбанистического чуда лучше всего раскрывается через личность Вонг Хеанг Файна. Известный сингапурский эксперт в сфере городской среды не просто проектирует города — он видит, какими они будут через десятилетия. Сегодня мистер Вонг работает над развитием нового казахстанского города Alatau City. За что этот проект называют флагманом новой урбанистики и почему стоит обратить на него внимание сейчас, Вонг Хеанг Файн рассказал в эксклюзивном интервью Forbes Kazakhstan.

— Мистер Вонг, почему вы решили принять участие в развитии Alatau City? Какова зона вашей ответственности в проекте?

— Меня вдохновила не только амбициозность проекта, но и то, с какой внутренней логикой он был сформулирован. В Alatau City я увидел редкую комбинацию: ясное видение, политическую волю, институциональную открытость и готовность строить не фасады, а управляемую архитектуру с устойчивой средой.

Я проектирую логику будущего города: что он собой будет представлять, как будет расти, какие экономические модели в нём приживутся, а какие не стоит даже пробовать. Вдобавок я участвую в выстраивании нормативной и административной архитектуры, которая сделает город инвестиционно понятным для казахстанского и международного капитала. В Alatau City я увидел шанс применить накопленные знания в области урбанистики без бюрократических ограничений больших городов, без необходимости латать ошибки прошлого, возможность применить лучшие практики и избежать типичных ошибок перегрузки, хаотичной застройки или экономического перекоса. Это проект, у которого с самого начала есть цель, где можно задать высокую планку и удерживать ее.

— Президент Токаев назначил вас главным консультантом в проектировании и строительстве Alatau City. Как личное участие главы государства влияет на привлекательность проекта?

— Поддержка на уровне первого лица — сигнал, что проект включен в долгосрочные ориентиры развития страны. Речь идет о выстраивании среды с четкой юрисдикцией, регламентами, механизмами участия и управления, независимыми от персональных решений. Для инвесторов это ключевой фактор, знак того, что город будет развиваться по стабильным, предсказуемым правилам вне зависимости от политического контекста.

— Почему было принято решение строить новый город здесь, близ Алматы?

— На 2% территории Казахстана, занимаемых Алматинской агломерацией, приходится 13% населения и почти 20% экономики страны. Это мощный экономический кластер, но его пространственный и инфраструктурный потенциал достигает предела. Alatau City не город-спутник, а самостоятельный центр с собственной логикой, инфраструктурой и функциями. Он задуман как точка, где можно развернуть современные производственные, логистические и сервисные модели, не вступая в конфликт с уже сложившейся тканью Алматы.

В проекте есть четкое понимание, что он может стать драйвером трансформации всей южной агломерации Казахстана: от создания рабочих мест до модернизации транспортно-логистических узлов. Территория почти в 90 тысяч гектаров позволяет выстраи­вать полноценную экосистему: деловую, зеленую, индустриальную, научную. Благодаря расположению на пересечении маршрутов нового Шелкового пути Alatau City становится естественным хабом между Китаем, Центральной Азией и Европой.

От идеи — к инфраструктуре

— Сингапур считается мировым эталоном городского планирования. Какие ключевые принципы его развития могут быть адаптированы в Alatau City?

— Наша задача — создать не «второй Сингапур», а город, глубоко укорененный в реалиях Казахстана, но при этом построенный на лучших международных принципах. В основе сингапурского подхода лежат три фундаментальных принципа: планирование на десятилетия вперед, привязка инфраструктурных решений к экономическим моделям и абсолютная прозрачность нормативной среды. Эти принципы применимы к Alatau City, и именно они делают проект конкурентоспособным.

В Сингапуре мы научились планировать логику роста города. Это означает не тратить деньги на громкие фасады, а инвестировать в фундаментальные вещи — водоснабжение, логистику, управление землей, цифровую архитектуру. Мы создаем город, который не надо будет «чинить» через 10–20 и даже 30 лет. Alatau City дает редкую возможность реализовать эти принципы без компромиссов.

— Работа над проектом Alatau City ведется не один год. Что уже сделано?

— Сама идея проекта была вдохновлена, инициирована и концептуально сформулирована председателем совета директоров Caspian Group Юрием Цхаем. Еще в 2006 году он начал прорабатывать идею нового города как модель будущей урбанистики. Полноценная работа началась в 2022 году. В 2023–2024 годах проект получил юридическую форму, был создан Alatau City, утвержден генплан, определены границы, запущена специальная экономическая зона. Сегодня у проекта есть не только концепция, но и регламент, территория, инструменты. В 2024 году в Alatau City привлечено 46 млрд тенге инвестиций. Уже есть крупный международный партнер — KPMG Korea.

Мы находимся на стадии активного проектирования с одновременным запуском ключевых механизмов привлечения инвестиций. У инвесторов сейчас есть возможность войти в проект на ранней фазе, когда стоимость входа минимальна, а потенциал роста максимален. Особенно перспективными являются направления беспилотного транспорта, дроновой логистики, AI-технологий, а также разработка программных решений, которые лягут в основу цифрового управления городской средой.

— Какие технологические и экологические решения планируется внедрить в проект?

— Alatau City будет построен вокруг данных. Каждый элемент городской среды — от зданий и энергосетей до сервисов и логистики — встроен в цифровую координационную систему. В основе будет единый интерфейс — система одного окна, через которую участники смогут запускать проекты, получать разрешения, управлять объектами, подключать сервисы, отслеживать статус и взаимодействовать друг с другом. Важной составляющей экономической модели города является экологичность энергетических решений. Устойчивые решения закладываются в дизайн с первых метров.

Alatau City может стать площадкой для Low Altitude Economy, «экономики малых высот». Это новая экономика, связанная с использованием воздушного пространства на высоте до 3000 метров. Сюда входят беспилотная логистика, аэротакси, автономные дроны, телеком-инфраструктура и умные решения для обслуживания городской среды. По оценкам McKinsey, рынок UAM (Urban Air Mobility) может достичь более $1 трлн уже к 2040 году. Мы не ограничены существующей застройкой или устаревшими инфраструктурными связями. Это позволяет заранее заложить необходимые элементы: коридоры для UAM, площадки для вертипортов, телеком-решения, беспилотные зоны и тестовые полигоны.

Актив без рисков

— Какие гарантии и меры защиты предлагаются в Alatau City инвесторам?

— В Alatau City уже сейчас заложен механизм, минимизирующий регуляторные и инфраструктурные риски. Это дает возможность заходить в проект с пониманием не только потенциала роста, но и защищенности капитала на всём горизонте вложений. У инвестора есть правила, защита, прозрачность, горизонт планирования и участие институциональных партнеров.

Во главу угла ставится принцип защищенности капитала. В рамках специальной административной зоны закладывается нормативная среда, сопоставимая с той, что инвесторы привыкли видеть в зрелых юрисдикциях: свободное управление доходом, прозрачное налогообложение, гибкие инструменты корпоративного структурирования. Но самое важное — нейтральный арбитраж как базовый элемент защиты. Это модель, в которой правовая среда не тормозит экономику, а сопровождает ее.

Можно отметить опыт, который Казахстан уже продемонстрировал в рамках МФЦА. Такая юрисдикция — это не исключение из системы, а продуманная «регуляторная песочница», где правила адаптированы под цели, а не под традиции. Кроме того, все административные процессы в Alatau City изначально закладываются как цифровые. Это позволяет минимизировать человеческий фактор и снизить транзакционные издержки.

— Какие компании и секторы могут стать якорными инвесторами Alatau City?

— Такие инвесторы уже заходят. Запускаются проекты в складской инфраструктуре, переработке, легком машиностроении. Параллельно идут переговоры с компаниями, работающими на стыке технологий, урбанистики и автоматизации: операторы систем управления энергией, цифровой логистики, беспилотных решений, урбан-инжиниринга. Интерес к проекту вырос после того, как он был обозначен в международной повестке, в том числе на уровне крупных инфраструктурных диалогов, которые Казахстан ведет за рубежом. Для инвесторов это сигнал, что проект не локален, а вписан в стратегическую рамку. Готовится серия роуд-шоу и презентаций в крупнейших бизнес-столицах Азии, Европы и США.

— Что, на ваш взгляд, будет значить успех Alatau City — не только на карте, но и в истории?

— Видение всегда начинается с веры, но реализуется только тогда, когда за ним стоит система. Alatau City — это не символ, не эксперимент и не витрина. Это проект, который реализуется в своей логике. Город станет не исключением из правил, а поводом их пересмотреть. И, возможно, ответом на вопрос, который многие страны себе пока не задали: как строить не быстро, а правильно?