Галим Хусаинов о «длинной» ликвидности

Председатель совета директоров Teniz Capital Investment Banking Галим Хусаинов поделился видением того, где найти финансирование для кредитования вдолгую

Галим Хусаинов
Галим Хусаинов
Фото: © Андрей Лунин

Известный финансист высказал мнение о том, как создать «длинное» фондирование, которым могли бы воспользоваться казахстанские коммерческие банки для финансирования долгосрочных проектов и ипотеки.

По его мнению, достичь «длинной» ликвидности можно, имея либо развитый фондовый рынок, на котором «короткие» деньги превращаются в «длинные» и в результате те, у кого есть «короткая» ликвидность, могут покупать «длинные» бумаги, но при срочной необходимости могут либо продать, либо занять под данные бумаги деньги.

Для этого варианта так же необходимо наличие институциональных инвесторов — пенсионных фондов, ПИФов, страховых компаний и других инвестиционных фондов, но все виды фондов в нашей стране, по мнению Хусаинова, неразвиты: «институциональные инвесторы после объединения всех пенсионных фондов фактически исчезли в Казахстане». «Длинные» деньги, которыми владеют институциональные инвесторы, зарегулированы пруденциальными нормативами в части ликвидных активов, что не позволяет покупать длинные активы и активы с рейтингом ниже BBB, этим требованиям не соответствует большинство казахстанских банков», — поясняет он. Поэтому, по словам Галима Хусаинова, многие банки не могут выпустить долгосрочные облигации и продать их на рынке так же, как и корпоративные клиенты и другие игроки.

Для того чтобы сделать привлекательными «длинные» долговые финансовые инструменты, необходимо наличие развитого денежного рынка репо по этим бумагам, чего в Казахстане нет: «если бы были институциональные инвесторы, они бы, скорее всего, охотно брали риск репо на «длинные» бумаги, где риск закрывается за счет ставки и дисконта для залога, — утверждает Хусаинов. — Но сейчас, по сути, на рынке имеется только ЕНПФ из крупных игроков, который никак не участвует в развитии. Чтобы развить рынок репо, нужно чтобы кто-то выступил центральным контрагентом и предоставлял ликвидность, регулируя спрос ставкой и дисконтом. По госбумагам сейчас таковым является Национальный банк РК, который под ГЦБ (государственные ценные бумаги) даст любую ликвидность, чего нет по корпоративным, в том числе банковским, и квазигосударственным бумагам».

По мнению Галима Хусаинова, этот вопрос, безусловно, нуждается в обсуждении, но, «если НБРК через свои фонды выступал бы на рынке репо, то этот факт сильно повысил бы интерес со стороны других игроков к бумагам банков и корпоративных игроков, что позволило бы привлекать «длинные» деньги на рынке и тем самым обеспечить ликвидностью ипотеку и проекты с долгой окупаемостью. А сейчас, даже при наличии огромной ликвидности у коммерческих банков, по факту кредитовать долгосрочные проекты и ипотеку им крайне сложно».

Финансист так же акцентирует внимание на том, что основная проблема сегодня заключается не в самой инфляции, а в том, что наблюдается дисбаланс со стороны государственного бюджета, у которого проблемы с доходной частью. Хусаинов называет несколько факторов, влияющие на бюджет: «крепкий» тенге, который сокращает доходы экспортеров и давит на местных производителей; высокие расходы по госдолгу, зависящие от базовой ставки; и низкая стимуляция для роста компаний за счет высокой процентной ставки. И все три фактора зависят от базовой ставки, таким образом эффект от высокой базовой ставки становится отрицательным — делает выводы финансист.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте