Freedom Ticketon расторг партнёрство с «Яндекс Афиша»

По словам руководителя казахстанского сервиса Виктории Торгунаковой, российская компания неоднократно нарушала условия договора

Фото: © Pixabay.com/Frank_Reppold

Билетный агрегатор «Яндекс Афиша» и крупнейший в Казахстане оператор билетов Freedom Ticketon (входит в экосистему Freedom Holding Corp.) разорвали партнерство. Причем инициатором стала казахстанская компания. Forbes Kazakhstan обратился за подробностями к гендиректору Ticketon Виктории Торгунаковой.

Как пояснила Виктория, «расторжение договора стало следствием повторяющихся инцидентов со стороны «Яндекс Афиша» по прямому открытию продаж на своих ресурсах в обход договоренностей».

О каких договоренностях идет речь? В 2019–2020 году «Яндекс Афиша» пробовал выходить на рынок Казахстана как самостоятельный игрок, а также посредством субагентских договоренностей с одним из небольших билетных операторов. Тогда Ticketon предложил российскому сервису стать партнерами, но с условием, что «Яндекс Афиша» не будет вести прямых договоров с местными площадками и организаторами мероприятий. Представители российского агрегатора отказались от такого партнерства. И, как сказала Виктория, «по ряду причин, включая бизнес-решения Ticketon по защите рынка», «Яндекс» не удалось полноценно выйти на рынок Казахстана и в начале пандемии он ушел.

«В 2021 году, после вхождения Ticketon в холдинг Freedom Finance (а в «Яндекс Афиша» к тому времени сменился руководитель), состоялись переговоры, по которым мы с коллегами нашли общие интересы. Ключевым условием, по которому Ticketon как крупнейший игрок на рынке согласовал работу «Яндекс Афиша» в Казахстане, стало получение контента исключительно от Ticketon в роли агента и невозможность прямого заключения контрактов на рынке мероприятий и самостоятельного ведения продаж без участия Ticketon», — рассказала Виктория.

Однако в 2024 году российская компания начала продавать билеты без участия Ticketon, заявив, что планирует действовать на рынке самостоятельно. Поэтому, как пояснила Виктория Торгунакова, «расторжение договора с «Яндекс» для Ticketon означало в первую очередь защиту своего рынка».

Но как прекращение сотрудничества скажется на деятельности компании и насколько сильно будут ощущаться потери? На этот вопрос Виктория ответила, что за полтора года сотрудничества с российским сервисом, учитывая все имеющиеся на Ticketon ивенты, объемы продаж через «Яндекс Афиша» не превышали и 3% от объемов продаж на казахстанской платформе.

«Мы рассматривали «Яндекс Афиша» не как возможность нарастить продажи на коротком отрезке времени, а как возможность получить потенциально интересного партнера для совместных проектов в Казахстане и в Центральной Азии. Мы являемся безусловными лидерами рынка онлайн-продаж билетов в Казахстане, наша доля превышает 80% с клиентской базой в 2 млн пользователей и посещаемостью 3,7 млн человек в месяц. По сути, речь идет о расторжении контракта с подрядчиком, который закрывал совершенно несущественную часть продаж», — обрисовала свое видение ситуации Виктория. 

Торгунакова добавила, что ни на самом Ticketon, ни на потребителях расторжение договора с «Яндекс» никак не отразится. При этом в Ticketon не исключают возобновления отношений.

«Мы сообщали нашим партнерам из «Яндекс», что возможность восстановления партнерства всегда остается, так как синергетически выигрыш на казахстанском рынке гораздо выше», — резюмировала Виктория Торгунакова.