Есть ли жизнь после IKEA? Как выживает шымкентская фабрика после ухода шведов из РФ

Компания AGF Group пережила сильный кризис после потери заказов от IKEA

Фото: архив пресс-службы компании

Когда шведская компания IKEA объявила о своем уходе с российского рынка в начале марта 2022 года, многие производители, магазины, да и клиенты оказались в затруднительном положении. Только в России на IKEA работало более 15 тысяч человек — это и менеджеры, и продавцы, и сотрудники сторонних компаний, которые выпускали товары под шведским брендом.

Сказался уход IKEA с рынка северного соседа и на казахстанских бизнесменах. В списке пострадавших оказались поставщики продукции для магазинов бренда. В их числе Гаухар Насырова, соучредитель и директор компании AGF Group - это был, пожалуй, самый крупный казахстанский поставщик продукции для магазинов IKEA в России.

AGF Group - казахстанский производитель домашнего текстиля, который с 2016 года поставлял в российские магазины шведского бренда постельное белье, произведенное на шымкентской швейной фабрике. С IKEA Гаухар заключила бессрочный договор еще в 2015 году и вплоть до 3 марта 2022 года, как говорит бизнесвумен, исправно поставляла необходимые объемы продукции. В довоенные времена на фабрике отшивали более 3 млн изделий в год, из которых 97% уходило на икеевские прилавки в Россию. Оставшиеся 3% поставляли в другие страны, а также в казахстанские фирменные магазины компании под брендом Arua.

Гаухар Насырова
Фото: личный архив

Неудивительно, что уход IKEA из России стал для предпринимательницы большим ударом, а ее компания оказалась на волоске от банкротства. Мы беседовали с Гаухар в марте 2022-го, тогда Насырова была в большом замешательстве и, казалось, не видела никакого выхода из ситуации. Спустя два года мы решили выяснить: есть ли жизнь после IKEA и удалось ли AGF Group пережить серьезнейший кризис?

«Мы оказались в ловушке»

Первое, на что я обратила внимание в самом начале беседы с Гаухар Насыровой, — ее спокойствие. По сравнению с диалогом двухлетней давности, этот получился более спокойным и откровенным. Самое страшное осталось позади, и теперь Гаухар делится своей историей как опытом, а не происходящим здесь и сейчас кошмаром.

По словам Насыровой, в момент ухода IKEA из России фабрика работала на полную мощь, плюс готовился к запуску новый цех по выпуску чехлов для мебели, которую должны были производить на одном из российских предприятий. Кроме того, в декабре 2021 года компания Гаухар закупила большую партию ткани и фурнитуры, которую брали в рассрочку. Рассчитаться с поставщиками планировали в течение двух месяцев, но к моменту оплаты IKEA объявила о своем уходе. Вслед за этой новостью пришла еще одна, не менее шокирующая: на Альфа- Банк, через который компания AGF Group получала оплату за товар, наложили санкции.

— Мы должны были поставщикам почти 700 миллионов тенге. Деньги у нас были, но часть из них лежала на счету в Альфа-Банке, и мы не могли ими воспользоваться. Мы должны были платить кому-то в долларах, кому-то в юанях, в евро, но банк перестал оперировать валютой. Из-за того что мы не могли вовремя рассчитаться, поставщик из Китая подал на нас жалобу в китайскую страховую компанию. А если ты попадаешь в черный список этой компании, то, значит, ни одна фирма Китая больше никогда ничего тебе не продаст, — рассказывает еще об одной проблеме Гаухар.

До ухода IKEA из России на фирме AGF Group работали 300-350 человек, сейчас — 80-100
Фото: архив пресс-службы

Продать ткани и готовый продукт, который тогда лежал на складе, компания AGF Group тоже не могла, так как авторское право на изделия принадлежало IKEA, а потому реализовать товар в том виде, в котором он был готов, где-то кроме икеевских магазинов, было нельзя. Какую-то часть товара IKEA выкупила для европейского рынка, как и компенсировала часть затрат на купленные ткань и фурнитуру. Как говорит Насырова, это тоже не особо спасло ситуацию, так как выплаты были в рублях, а на складах мертвым грузом лежало слишком много ткани.

— Когда Альфа-Банк разрешил снимать по 2 млн тенге в день, нам удалось получить деньги. Но мы снова попали в неприятную ситуацию: делали калькуляцию по курсу 5,6 тенге за рубль, а когда смогли снять деньги, курс уже был 4,7, затем 4,5. Мы побоялись еще большего падения рубля и обменяли деньги, потеряв на разнице немало миллионов. Как оказалось позже, рубли мы продали очень не вовремя, так как сразу после обмена рубль вырос почти до 8 тенге, — не без сожаления вспоминает Гаухар. — Этих денег хватило только на то, чтобы частично рассчитаться с поставщиками. Мы оказались на грани банкротства и хотели уже запускать эту процедуру в Альфа-Банке, но там из-за санкций не смогли этого сделать. Мы оказались в ловушке.

На свой страх и риск

Оказавшись в западне, Гаухар с командой поняла, что дальше действовать нужно на свой страх и риск и, не опираясь на помощь IKEA, потихоньку начинать выходить на рынок с новой продукцией. В планах был пошив одеял, подушек и даже одежды. Но до смены ассортимента дело так и не дошло.

— В какой-то момент одно российское издание опубликовало перечень всех производителей из стран СНГ, которые делали продукцию для IKEA, и наша компания тоже попала в этот список. К этому моменту мы уже успели переоформить сайт и сформировать отдел продаж, так как раньше у нас его не было, ведь мы работали под заказ. Когда о нас написали, в отдел продаж посыпались заявки, и одна из них была от крупного российского онлайн-магазина, который хотел создать аналог IKEA в России и выходил на всех поставщиков. Мы им стали продавать наши товары, только под брендом Arua. Мы немного изменили дизайн изделий, добавили другие материалы, поменяли упаковку, но сохранили стандарты IKEA. Позже стали шить постельное белье еще для одной российской торговой марки, — рассказывает собеседница, не называя наименования компании.

Процесс производства постельного белья
Фото: архив пресс-службы

Несмотря на то что компании удалось остаться на плаву, загрузка производства упала до 40% от прежней мощности. Если до ухода IKEA из России на фирме Гаухар работало 300-350 человек, которые производили около трех миллионов изделий в год, то сейчас работает 80-100 человек в зависимости от загрузки и, соответственно, шьют в три раза меньше.

«В IKEA нас не бросили»

— Но почему нельзя было продолжить сотрудничество с IKEA и поставлять товар на другие рынки? Бренд ушел только из России, и с вашей компанией не расторгли договор… — обратилась я к своей собеседнице, на что получила простой ответ: все дело в логистике и пошлинах.

— В IKEA нас не бросили, они предложили поставлять постельное белье в Германию. В 2022 году мы даже смогли отгрузить туда две фуры. Планировали, что в течение 2023-го будем ежемесячно грузить по одной фуре и с 2024-го пойдем на увеличение. Но в феврале 2023-го Евросоюз подписал 11-й пакет антироссийских санкций, в котором запретил транзит через Россию. У нас поломалось логистическое плечо, и единственный путь остался через Турцию, — объясняет Гаухар.

Один из швейных цехов компании AGF Group
Фото: архив пресс-службы

Более того, при прохождении границы ЕС европейские компании, которые закупают товар в Казахстане, должны заплатить пошлину в 12% — ее добавляют к конечной стоимости товара, а это значительно увеличивает его цену на полке.

— Начиная с 2019 года мы пишем письма в профильные министерства о желании выйти на европейский рынок. Мы даже вели переговоры с Zara Home. Для них пошили образцы, отправили, они посчитали цену. Из-за пошлины все оказалась ощутимо дороже, чем у их поставщика из Пакистана. Но вопрос со снижением или отменой пошлин никак не решается. И, как нам объяснили в Минторговли, пока мы находимся в ЕАЭС, этот вопрос и не решится. Европа рассматривает Казахстан как часть союза, и если снимут с нашей страны пошлину, то это автоматически должно будет распространиться и на Россию. Но учитывая мировую ситуацию, этого в ближайшее время точно не произойдет, — объяснила Гаухар.

Франшиза и выставки

Как говорит Гаухар, уход IKEA и других брендов с российского рынка кардинально изменил работу предприятия, но в то же время появилась свободная ниша именно для продукции средней ценовой категории, на которой как раз и специализируется AGF Group. Первые полгода сотрудничества с российскими онлайн-магазинами продукция с фирмы Гаухар была практически вне конкуренции, но рынок быстро адаптировался к новой реальности и стали появляться другие игроки. Сейчас, как говорит Насырова, их начинают «выдавливать» поставщики китайских товаров, а значит, пришло время снова заниматься оптимизацией производства и искать новые рынки сбыта.

Кройка ткани
Фото: архив пресс-службы

— Если с IKEA план нашей работы был минимум на год вперед, то сейчас такой стабильности нет, заказы «рваные» — то много, то мало, - сетует бизнес-вумен. - Поэтому мы сейчас планируем участвовать в выставках, но не для рекламы товара, а для рекламы самого предприятия и поиска клиентов для пошива продукции на контрактной основе. Мы планируем основательно закрепиться на российском рынке, так как он по-прежнему остается наиболее перспективным. Рассматриваем выход на рынки Азербайджана и Узбекистана, скоро уже отправим туда первую партию товара.

Развитие франшизной сети Arua тоже остается в планах на ближайшее время. Гаухар хочет расширить число магазинов по Казахстану с шести до 17 точек и загрузить производство хотя бы до прежних, довоенных объемов. В планах также участвовать в тендерах и отшивать спецодежду, но, как говорит Гаухар, этот рынок «непростой» и к нему еще только присматриваются.