CEO Solidcore: Мы не разделяем мнения аналитиков и ждем снижения цен на золото
Solidcore ищет активы в Омане и Центральной Азии. Первую сделку по покупке месторождения за рубежом планируют закрыть до конца 2026 года
Несмотря на рекорды на рынке драгметаллов, CEO Solidcore Resources Виталий Несис сохраняет консервативный настрой. В интервью Forbes он рассказал, как компания планирует расти при возможном снижении цен, зачем планирует выйти в Оман и когда крупнейший актив компании — Бакырчик — сменит способ добычи.
Цены на золото и бюджетное планирование
Виталий Несис открыто заявляет, что не разделяет оптимизма большинства экспертов. По его мнению, достигнутый уровень цен близок к потолку, и в ближайшие три года стоимость золота может значительно снизиться.
«Я лично ожидаю значимого снижения цен на горизонте трех лет. Мы как компания на этот год держим бюджет при цене $4 тыс., а долгосрочное планирование наших месторождений ведем при цене $3 тыс. Это отражает наши корпоративные взгляды. Мы оптимисты, но текущий уровень считаем избыточным», — поясняет Несис.
Сейчас компания видит своим главным приоритетом обеспечение вертикальной интеграции. По словам главы Solidcore, для этого планируется ввести в эксплуатацию гидрометаллургический комбинат в Павлодаре (ЕГМК). Проект должен снизить производственные, рыночные и геополитические риски.
Другие два приоритета — это географическая диверсификация и рост минерально-сырьевой базы.
Экспансия в Оман и Центральную Азию
Казахстан остается для Solidcore ключевым регионом, но компания хочет диверсифицировать портфель, чтобы бизнес был более устойчивым. По словам Виталия Несиса, приоритетными рынками для себя компания выбрала Оман, также она изучает возможности в Таджикистане и Узбекистане. В 2026 году Solidcore планирует заключить как минимум одну сделку по покупке актива за пределами Казахстана. При этом внутри страны компания хочет сохранить операционные показатели на уровне 15 тонн золота в год.
Переход от карьера к подземному руднику на Бакырчике, восполнение запасов
CEO Solidcore заявил, что крупнейший актив компании готовится к смене способа добычи. По словам Несиса, в этом году завершается проектирование, а со следующего года начнется вскрытие подземных запасов на Бакырчике. Это масштабный инвестиционный проект, который должен привести к росту производства в течение пяти лет. Виталий Несис признает, что из-за высоких капитальных затрат на строительство подземного рудника в 2028 году производство может временно снизиться, но к 2035 году компания рассчитывает на значительный рост добычи.
Параллельно компания занимается геологоразведкой. Как уточняет Несис, в планах на 2026 год более 20 проектов и 30 км бурения. Положительным итогом, по его словам, было бы восполнение минерально-сырьевой базы: сколько добыли, столько и «отрастили»: «Это достаточно амбициозный план, но я считаю, что он реалистичен».
В 2024 году Solidcore купил долю в месторождении олова Сырымбет. Сейчас изучает варианты покупки нескольких активов в Казахстане, в том числе увеличения доли в проекте Бесшокы.
«Для того, чтобы расти, нужны запасы. Мы хотим и будем бурить, хотим и будем покупать активы. И будем инвестировать в строительство новых предприятий», — говорит Несис.
Цифровизация и стабилизация процессов
Свою компанию Виталий Несис называет лидером в отрасли по цифровизации: «Программное обеспечение по управлению парком техники, реализованное на Бакырчике, однозначно на голову выше аналогов, которые используют наши коллеги. Это полностью алгоритмизированное решение, которое производит расстановку самосвалов и экскаваторов без участия человека. Это не визуализация и не подсказчик. Это искусственный интеллект, который дает команду человеку. Результаты очень впечатляющие как по увеличению производительности, так и по сокращению себестоимости. Мы планируем тиражировать этот опыт на новых объектах компании».
На обогатительных фабриках компания тоже делает ставку на технологии. Там используют системы машинного зрения и специальные программы оптимизации. В их числе — система загрузки мельниц и программа для работы флотационных машин.
«Российский дефект»
Основной проблемой остается зависимость от толлингового контракта с российским предприятием. Как говорит Несис, Solidcore уходит от этой схемы постепенно через Китай и «Казахмыс», но полностью риск исчезнет только после запуска ЕГМК.
«Это фундаментальный дефект текущей коммерческой конструкции. Мы с ним живем, но он конечен. Риск будет с нами, пока не будет введен в эксплуатацию ЕГМК», — говорит Несис.
О ликвидности на фондовом рынке и акциях Solidcore
Несмотря на то, что акции Solidcore стали самыми ликвидными на бирже AIX, ликвидностью Несис не удовлетворен, и потенциал рынка считает не раскрытым.
«Динамика цен замечательная, но ликвидности нет совсем. Зайти-то можно, а как выходить?», — задается вопросом Несис, указывая на инфраструктурные ограничения бирж.
После введения санкций Европейским союзом против Национального расчетного депозитария РФ в 2022 году, часть акций Solidcore оказались заблокированными в Euroclear. Ситуацию Несис называет уникальной и классическим форс-мажором. Для восстановления прав акционеров, компания провела делистинг с Московской биржи и многоэтапный обмен на акции, дополнительно выпущенные на AIX.
«Понятно, что не все смогли воспользоваться обменом, многие были поражены в правах из-за собственных санкций. Но на это компания тоже не могла повлиять. Обидно, когда акционеры вынуждены были попасть под принудительный выкуп. Доля акций, которые успешно мигрировали, превышает 90%. Поэтому мы вынуждены были пойти на этот болезненный, но абсолютно легальный шаг для того, чтобы восстановить полные права подавляющего большинства акционеров. Тут, как говорится, семеро одного не ждут», — резюмирует Несис.
Solidcore разрабатывает месторождения Бакырчик в Абайской области (проект Кызыл) и Варваринское, Комаровское в Костанайской области, а также Сырымбет в Северо-Казахстанской области. Solidcore на 29,7% владеет оманская компания Maaden International Investment. Еще 69,6% акций находятся в свободном обращении, а 0,7% принадлежат менеджменту.