Эмиратский ADCB планирует открыть универсальный банк в Казахстане
Об этом обозревателю Forbes Kazakhstan рассказала глава финрегулятора Казахстана Мадина Абылкасымова

Abu Dhabi Commercial Bank PJSC (ADCB) из Объединенных Арабских Эмиратов хочет открыть универсальный банк в Казахстане. Об этом обозревателю Forbes Kazakhstan рассказала председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова.
Глава АРРФР напомнила, что в июле 2024-го группа ADCB получила разрешение на приобретение 100% простых акций АО «Исламский Банк «Al Hilal», который в октябре переименовали в «Исламский Банк «ADCB». Сообщалось, что после ребрендинга банк в РК продолжит работать в соответствии с нормами шариата, однако его ожидает конвертация из розничного финансового института в банк для корпоративных клиентов.
«Теперь же в ADCB приняли решение об открытии универсального банка в Казахстане», — сообщила Абылкасымова. По ее словам, это произойдет уже в 2025 году, и есть вероятность, что открытие состоится на базе дочернего ADCB.
«Мы сейчас вносим изменения в закон, которые позволят в рамках одной лицензии осуществлять как традиционные универсальные банковские услуги, так и исламские финансовые услуги. После того, как мы примем эти изменения, Abu Dhabi Commercial Bank планирует уже обратиться к нам за получением разрешения на оказание универсальных услуг», — пояснила она.
Абылкасымова предполагает, что группа ADCB будет использовать накопленный на базе уже бывшего казахстанского банка Al Hilal опыт для расширения своих операций в стране.
Более того, инвесторы из Абу-Даби планируют использовать свой дочерний ADCB в Казахстане и для расширения своих операций на всю Центральную Азию и Кавказ, подчеркнула глава АРРФР.
«То есть фактически с баланса дочернего банка в Казахстане они будут осуществлять операции по кредитованию проектов Центральной Азии и на Кавказе», — уточнила собеседница.
По ее мнению, это большой прорыв для банковского сектора РК, поскольку ранее подобное финансирование шло напрямую из Объединенных Арабских Эмиратов и определялось как внешнее заимствование, а не отражалось в статистике банковского сектора.
«Таким образом, это позволит увеличить и активы банковской системы, и объемы кредитования», — объяснила Абылкасымова.
В настоящее время Abu Dhabi Commercial Bank известен как одна из крупнейших банковских групп в ОАЭ с активами в размере 639 млрд дирхамов, или в эквиваленте $174 млрд. С 2019 года в ее состав входит Al Hilal Bank PJSC. Мажоритарным акционером группы является суверенный фонд благосостояния правительства Абу-Даби — Mubadala Investment Company (с долей 60,69%). На начало октября 2024 года рыночная капитализация ADCB составляла 62 млрд дирхамов, или около $17 млрд.
Какие еще иностранные фининституты проявляли интерес для открытия дочерних организаций или своих филиалов в Казахстане? Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка ответила и на этот вопрос. Абылкасымова упомянула о группе из Южной Кореи BNK Financial Group Inc., которая в июне получила разрешение на преобразование входящей в ее структуру местной МФО в банк второго уровня. Предполагается, что лицензию на осуществление банковской деятельности корейская микрофинансовая организация получит уже в следующем году.
Помимо этого, к казахстанскому рынку проявляли интерес инвесторы из Восточной Европы и Кавказа, в частности из Грузии, добавила глава АРРФР. «Скоро мы едем в Венгрию, там есть два больших банка, которые исходя из своей стратегии рассматривают увеличение присутствия не только в Восточной Европе, но и в нашем Центрально-Азиатском регионе, будем обсуждать с ними это», — поделилась подробностями она.
Кроме того, определенная заинтересованность, по словам Абылкасымовой, исходила и со стороны банков из Китая.
«Мы в рамках либерализации требований к финансовому сектору убираем регуляторный арбитраж и создаем более-менее одинаковые условия для открытия как дочерних организаций банков, так и их филиалов», — пояснила глава финрегулятора. По ее представлению, в стране пока еще действуют «высокие» барьеры именно для открытия филиалов иностранных банков. Тем временем проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг», который предусматривает необходимые смягчения для этого, уже одобрен Мажилисом в первом чтении.
«Во-первых, у нас будут снижаться требования к активам материнской компании с $20 млрд до $10 млрд. Во-вторых, мы расширяем виды разрешенной деятельности для филиалов. До этого перечень разрешенных видов был значительно ограничен из-за того, что государство пыталось защитить внутренний рынок и поддержать дочерние банки в условиях вступления Казахстана в ВТО», — уточнила Абылкасымова.
На данный момент регулятор нацелен на то, чтобы разбавить высокую концентрацию в секторе и развивать конкуренцию за счет присутствия международных финансовых групп в стране, резюмировала она.