Эксперт: Пора отказаться от «Большой игры» вокруг Афганистана в пользу «Большого сотрудничества»

Текущая ситуация в Афганистане представляет собой как вызовы, так и значительные возможности для регионального сотрудничества и экономического развития

Фото: © depositphotos.com/JonoPhotography

В конце ноября 2024 года афганские власти планировали проведение международной конференции на тему «Афганистан и регион: возможности и вызовы», но затем она была отменена или отложена на неопределенное время. Мне было направлено приглашение и я подготовил свое выступление на одну из предложенных тем — «Оценка уровня торговых отношений Афганистана со странами региона под управлением Исламского Эмирата Афганистана». Предполагаю, что оно будет интересно читателям Forbes Kazakhstan.

Объективный ретроспективный взгляд на развитие событий в течение прошедших трех лет внутри и вокруг Афганистана позволит властным, деловым и академическим кругам определить имеющиеся вызовы и горизонт возможностей на пути формирования и укрепления регионального сотрудничества в политической и экономической сферах, в сфере безопасности. Крайне необходимо четко видеть перспективы организации и последовательного продвижения инфраструктурных проектов через включение в них Афганистана, расположенного в центре нашего региона.

По моему мнению, основанному на официальных документах ООН, информационных сообщениях, высказываниях высокопоставленных дипломатов США, книгах и статьях, сегодня в экспертном, академическом и научном сообществах преобладает непредвзятый взгляд. На всех уровнях, включая ООН, другие международные и региональные организации, отмечается стабилизация внутренней военно-политической обстановки в Афганистане, значительное повышение уровня безопасности. Высказываются призывы к отказу от «Большой игры» вокруг Афганистана и пользу «Большого сотрудничества» в общих интересах. Выражается надежда, что такая динамика позволит раскрыть имеющийся потенциал и ресурсы Афганистана как самостоятельного субъекта международных отношений в целях устойчивого развития социально-экономической жизни его населения.

Мои оценки состояния торговых отношений Афганистана со странами региона после смены власти в 2021 году в основном положительные и свидетельствуют об устойчивом желании и конкретных действиях всех участников по сохранению и развитию имеющихся торгово-экономических связей. Присутствует понимание того, что любые попытки нарушения сложившейся системы внешнеторговых связей или самоизоляция приведут к потере устойчивости, хаосу в управлении и коллапсу всей экономики страны.

Действующая власть, на мой взгляд, в отличие от прежних правительств не рассчитывает на бесконечную безвозмездную внешнюю материальную, техническую и финансовую помощь (хотя и не отказываясь от предоставляемой поддержки), особенно через различные промежуточные неправительственные организации, трастовые фонды, оплачивавшие консультационные услуги, работу многочисленных советников. Вместе с тем, в целях дальнейшего развития, очевидна решимость не только сохранить, но и максимально эффективно — по крайней мере, полностью исключив повсеместную коррупцию — использовать всю экономическую инфраструктуру, нормативно-правовую базу и систему управления с подготовленными кадрами, созданную за последние двадцать лет с помощью международного сообщества.

Специальный представитель ООН по Афганистану Роза Отунбаева в своем докладе на Совете безопасности ООН 24 июня 2024 года по этому поводу сказала следующее: «Что касается экономики, то власти де-факто продолжают вести политику достижения самообеспеченности за счет частного сектора и государственных инвестиций. Положительным моментом является тот факт, что упор на частный сектор также позволяет создать пусть и ограниченное, но пространство для женщин-предпринимателей».

Торговля, в том числе и внешняя торговля, составляет более 50% валового внутреннего продукта и, соответственно, большую долю доходной части бюджета страны. Именно поэтому действующая власть сохранила управление всей инфраструктурой внешней торговли: государственные органы, институты, службы и предприятия различных правовых форм, систему правовых и нормативных актов, регулирующих и контролирующих движение международных грузопотоков, включая транспортно-логистические компании, а также оказывающих услуги по реализации внешнеторговых сделок (банковские структуры, торгово-промышленные палаты и др.). Первые решения в сфере экономики обеспечили бесперебойную и эффективную работу прежним кадровым составом всех без исключения пограничных переходов и таможенных учреждений на границах со всеми соседними странами и в приграничных провинциальных центрах.

Продолжается подготовка и переподготовка кадров в Национальной академии таможни и налогов министерства финансов. Сохранена международная компьютеризированная система управления таможней Asycuda, которая охватывает большинство процедур внешней торговли. Уделяется самое серьезное внимание дальнейшей цифровизации инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, включенности Афганистана в международные информационно-коммуникационные сети, обеспечения доступа к интернету, что позволяет поддерживать устойчивые связи между деловыми кругами как внутри страны, так и за рубежом, включая связь между финансовыми организациями для ведения межбанковских операций.

Наполнение бюджета развития и экономические перспективы Афганистана на начальном этапе связываются с налоговыми и таможенными поступлениями от внешней торговли, в последующем власти рассчитывают на доходы от восстановления и строительства новых ирригационных систем и, как следствие, роста сельскохозяйственного производства. Также принимаются во внимание доходы от налогов и платежей за эксплуатацию сдаваемых в концессию объектов государственной собственности, прямых иностранных инвестиций в разработку полезных ископаемых и транзитных возможностей. Об этом свидетельствуют восстановленные контакты на официальном уровне по известным проектам трансафганских железных дорог, газопроводов и линий электропередач. В этой связи следует подчеркнуть, что имеющаяся статистика внешней торговли показывает рост промежуточных товаров для строительства производственных мощностей, в частности, металлопродукции, цемента, машин и оборудования.

В настоящее время на транзитных перевозках через территорию Афганистана занято более 50 тыс. транспортных средств. По всей территории страны ликвидированы незаконные посты на дорогах, ранее занимавшиеся вымогательством денег с водителей грузовых транспортных средств. В октябре 2024 года было объявлено о решении устанавливать на всех грузовых автомобилях, идущих транзитом через Афганистан, аппаратуру системы глобального позиционирования (GPS), что обеспечит транспарентность и безопасность доставки товаров.

Афганистан достиг договоренностей с Казахстаном и Туркменистаном о строительстве логистического хаба в афганской провинции Герат в целях развития региональной торговли. Сообщается, что 31 октября 2024 года на побережье китайского города Наньтун в провинции Цзянсу, что севернее Шанхая, состоялась церемония отправления грузового железнодорожного состава из 55 вагонов в порт Хайратон. Грузовой поезд пройдет через весь Китай, Казахстан и Узбекистан. Ведутся переговоры с Китаем о прокладке прямого транспортного маршрута между двумя странами через высокогорный Ваханский коридор, где строится автодорога.

Летом 2023 года иранская и афганская компании создали совместное предприятие по строительству трех причалов на территории специальной экономической зоны иранского порта Энзели на южном побережье Каспийского моря. Афганская компания планирует инвестировать в этот проект $50 млн. В феврале 2024 года временное правительство Афганистана объявило об инвестициях на сумму $35 млн на строительство своих объектов торговой инфраструктуры в иранском порту Чабахар на побережье Оманского залива. Таким образом, нынешние власти и бизнес предпринимают активные меры по расширению возможностей для выхода через Иран на внешние рынки, включая Индию, избегая тем самым зависимости от Пакистана, который периодически создает искусственные барьеры на границе и своих морских портах для афганских грузопотоков.

29 августа 2024 года на афгано-узбекской границе прошла официальная церемония открытие международного торгового центра «Термез». На границе с Туркменистаном 11 сентября 2024 года в торжественной обстановке состоялся запуск семи крупных инфраструктурных проектов, включая начало строительства складского комплекса в сухом порту железнодорожной станции Тургунди.

Продолжила работу международная торгово-промышленная палата Афганистана, ежегодно проводятся международные и национальные торговые выставки в Кабуле и центрах провинций, а также в странах региона: Туркменистане, Узбекистане, Китае, Казахстане и др.

Очевидно, что одним из важнейших элементов внешнеэкономической, внешнеторговой стратегии является полная ликвидация опасений, что вместе с экспортом афганских товаров через таможенную границу будут поставляться в соседние страны наркотики. Именно поэтому в стране успешно ведутся действия по уничтожению посевов опиумного мака, производства и контрабанды наркотиков. Развитию экспорта и транзитной торговли крайне необходимо вернуть доверие к стране как к надежному партнеру, через которую можно осуществлять даже автомобильные TIR перевозки. Стремление соседних стран вести внешнюю торговлю основывается и на полном отсутствии действий де-факто власти Афганистана по экспорту своей идеологии и террористических угроз.

По итогам проведенной работы эксперты констатируют, что внешнеторговый оборот уже сопоставим, а в отношениях с некоторыми странами даже превышает объемы периода республики. В частности, соседний Пакистан, столкнувшись с дефицитом в торговле с Афганистаном, вынужден был принять протекционистские меры. Увеличивается количество иностранных туристов, посещающих Афганистан.

В 2024 году в месяц мизан (сентябрь — октябрь) только по железнодорожным переходам перевезено порядка 350 тыс. тонн грузов, из которых 7000 является афганским экспортом: сухие фрукты, фруктовый сок и минеральные камни. В частности, через Хайратон — 245 480 тонн, Акина — 49 121 тонн, Тургунди — 52 181 тонн. Начались перевозки по линии Хаф — Герат — 780 тонн.

Очевидно, что сотрудничество в этой сфере требует ускорения работы Афганистана и стран региона по заключению или подтверждению участия в торговых и таможенных соглашениях как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Это, в частности, трехстороннее соглашение между Индией, Ираном и Афганистаном об использовании порта Чабахар, а также соглашение о Лазуритовом коридоре между Афганистаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией (Lapis-Lazuli Transit, Trade and Transport Route or Lapis Lazuli Corridor).

Особо скажу о том, что целесообразно создание рабочей группы, например, в рамках Организации экономического сотрудничества, по разработке регионального соглашения по транзитной торговле, которое значительно бы расширило возможности и состав участников, заложенных в Соглашении о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном, подписанным в 2010 году. К этой работе могли бы подключиться и такие международные структуры, как CAREC и SAARC, BRI (Belt and Road Initiative) и его банк AIIB (Asian Infrastructure Investment Bank).

Целесообразно активное подключение Афганистана к процессу заключения Соглашения о взаимной поддержке таможенных служб в рамках стран региона: Китая, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Пакистана и Казахстана (Customs Mutual Assistance Agreement).

При заключении таких документов, может быть, нынешнему временному правительству стоит пойти на компромиссную формулировку и подписывать их от имени «временного правительства де-факто Исламского Эмирата Афганистана». Другими словами, понятие «де-факто», которое используется на уровне ООН, перенести на государство, что позволит другим государствам или их частным компаниям обойти проблему политического признания при заключении двусторонних соглашений. А также при допуске афганских представителей к участию в мероприятиях и заседаниях рабочих органов международных и региональных организаций, например Организации экономического сотрудничества. Вполне можно было адаптировать к новому де-факто государству практику всемирной организации, когда государства вначале получали статус постоянного наблюдателя, чтобы в последующем стать членами Организации Объединенных Наций.

Такие подходы нынешней государственности Афганистана к своей субъектности в международных отношениях уже имели место при заключении договоренностей с рядом стран. Это не противоречит декларативной теории государственности в международном обычном праве, согласно которой само объявление о создании нового государства делает его субъектом международных отношений. Согласно Конвенции Монтевидео 1933 года, политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. В данном случае это временное правительство де-факто Исламского Эмирата Афганистана.

История международных отношений знает немало примеров, когда частный бизнес работает в стране, которую не признало его собственное государство. Правительство США до 1933 года, не признавая Советский Союз и не развивая торгово-экономических отношений с ним на официальном уровне, не препятствовало в этом частным американским компаниям. В 1922–1925 годах работала русско-американская индустриальная корпорация, с помощью которой в СССР было создано или модернизировано 34 объекта швейной промышленности. С 1924 года в США действовало акционерное общество «Амторг» (Amtorg Trading Corporation), которое содействовало развитию советско-американской торговли, выступало в роли посредника при осуществлении экспортно-импортных операций советских внешнеторговых объединений с американскими компаниями и фактически выполняло функции посольства и торгового представительства СССР. С 1920 года в Лондоне, до официального признания советской России, было зарегистрировано акционерное общество Arcos (All Russian Cooperative Society Limited — Всероссийское кооперативное акционерное общество). Оно осуществляло экспортные и импортные операции, имела отделения в ряде стран Европы, Северной Америке и Азии.

Известно, что задолго до установления дипломатических отношений с Пекином Вашингтон начал устанавливать через посредников контакты с руководством КНР, смягчать эмбарго и поощрять американских бизнесменов в развитии взаимной торговли. По воле случая весной 1971 года была задействована «пинг-понговая дипломатия». В 1974–1978 годах частная компания Pullman Kellogg построила в Китае 8 заводов по производству аммония, на которых работало 140 американских специалистов.

Дипломатические отношения между Социалистической Республикой Вьетнам, провозглашенной в 1976 году, и США, почти двадцать лет участвовавшими во Вьетнамской войне, были установлены только через двадцать лет, в 1995 году. Однако уже в 1980-е годы американцы вьетнамского происхождения, а также других азиатских национальностей стали активно вкладывать деньги в экономику страны, что дало значительный импульс для ее развития.

Динамика развития взглядов большинства стран мира, включая и США, от позиции которых зависит мнение многих западных стран, не говоря уже о соседних странах, позволяет надеяться на коммерческое участие их бизнесменов в развитии экономики Афганистана.

В этом плане интересен доклад «Афганский канал Кош-Тепа и водная безопасность Центральной Азии», опубликованный в ноябре 2024 года американским аналитическим Центром национальных интересов, считающимся близким к республиканским кругам США. Отмечая чрезвычайную важность ирригационного проекта для увеличения пахотных сельскохозяйственных земель и улучшения продовольственной безопасности страны, авторы выражают поддержку смелому решению де-факто властей Афганистана без промедления и активно продолжить начинание прежнего республиканского правительства. Более того, рекомендуют администрации вновь избранного президента Дональда Трампа начать тихую закулисную, без громких политических заявлений, работу со своими союзниками, партнерами, странами региона и многосторонними институтами по оказанию финансовой, технической, консультационной поддержки строительству канала. А также разработку нового регионального соглашения о совместном использовании воды и более эффективных методах водопользования в Центральной Азии.

При этом контрпартнеры должны понять, что действующая власть сохранит контроль и обеспечит преемственность в будущих постоянных органах государственного управления, формирование которых преднамеренно откладывается на неопределенное время. Историческая особенность афганской государственности заключается в том, что создание традиционных государственных структур или так называемого инклюзивного правительства неизбежно приводили к острой, в том числе и вооруженной, борьбе за ресурсы и власть между различными фрагментами афганского общества. «Де-факто власти Афганистана», очевидно, осознают эту опасность и стремятся отнести на более поздний срок окончательное оформление своей государственности, стабилизировать политическую и экономическую ситуацию и тем самым снизить остроту родоплеменных, этнических, регионально-клановых, идеологических противоречий. Именно этими опасениями, вероятно, объясняется нежелание созывать традиционную для Афганистана Лойя-джиргу («большой совет»), которая неизбежно спровоцирует новый этап конфликта интересов между лидерами племен и регионов. К примеру, трудно было бы рассчитывать на то, что пуштунский юг согласился бы с выделением из бюджета значительных сумм на строительство крупного канала Кош-Тепа на севере страны.

Следует отметить, талибам в этом смысле удается сохранять контроль над ситуацией: за последние три года не отмечено явного противодействия племенных, клановых и этнических политических сетей стремлению нынешней власти укрепить единоначалие центра. Имеющиеся факты заключения мира между племенами, десятилетиями враждовавшими между собой на основе кровной мести, говорит о стремлении консолидировать в государствообразующую нацию пуштунов, которые всегда противились централизации власти.

Таким образом, на данный момент можно констатировать, что текущая ситуация в Афганистане представляет собой как вызовы, так и значительные возможности для регионального сотрудничества и экономического развития. Несмотря на политическую неопределенность вокруг правительства Афганистана, очевидна его приверженность поддержанию и расширению торговых отношений с соседними странами, а также интеграции страны в более широкую региональную и глобальную экономику. Торговля и соответствующая инфраструктура Афганистана модернизируются, способствуя более тесному сотрудничеству с региональными партнерами. Устранение нелегальных торговых практик, стремление к самодостаточности и растущая роль частного сектора в экономике Афганистана указывают на положительные изменения, которые могут способствовать долгосрочной стабильности и устойчивому развитию.

Однако ситуация остается нестабильной, поскольку неготовность афганского правительства завершить формирование политических институтов является одновременно и стабилизирующим, и замедляющим фактором. Текущее руководство стремится избежать дестабилизации из-за внутренних конфликтов, осторожно продвигаясь по сложному пути государственного строительства. Постоянные усилия по созданию инфраструктуры, укреплению управления и развитию международных партнерств демонстрируют потенциал Афганистана как ответственного игрока в региональной торговле и экономическом росте. Растущая поддержка афганских проектов, таких как канал Кош-Тепа, со стороны международных аналитических центров и иностранных инвесторов дают возможность конструктивного взаимодействия, несмотря на политические трудности.

В целом, несмотря на политическую неопределенность, экономические и инфраструктурные достижения в Афганистане и регионе создают основу для устойчивого роста. Международное партнерство, продолжение сотрудничества по имеющимся проектам, акцент на безопасность и прозрачность в торговле будут ключевыми для достижения долгосрочной стабильности и последовательного экономического развития Афганистана.