Что определит исход гонки в области искусственного интеллекта?
В ней участвуют не только США и Китай
МИЛАН — Инвестиции в центры обработки данных указывают на грядущие изменения в гонке искусственного интеллекта. В скором времени, если это уже не произошло, надежное и доступное электроснабжение станет решающим преимуществом в этом секторе.
Как утверждал Альберт О. Хиршман в книге «Национальная мощь и структура внешней торговли», истинная сила экономики заключается в ее способности управлять узкими местами, которые влияют на ее отрасли. В экосистеме ИИ Соединенные Штаты используют свое доминирование в области проектирования микросхем, стратегически ограничивая экспорт в Китай, в то время как Китай оказывает давление на США, контролируя редкоземельные металлы, необходимые для производства микросхем, магнитов и других компонентов передовых технологий.
Однако по мере роста масштабов индустрии ИИ и ее зависимости от вычислительной мощности «узкое место» переместится с микросхем на электроэнергию, поскольку все дата-центры мира не помогут, если они не будут иметь постоянного источника доступной энергии. По оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 году около 20% запланированной глобальной мощности центров обработки данных будет под угрозой из-за узких мест в энергосистеме и очередей на подключение. А по мере ограничения поставок энергии затраты будут расти, что в итоге отразится на домохозяйствах и предприятиях.
Какая страна будет доминировать на следующем этапе гонки? Китай, безусловно, сделал заявление о массовом строительстве инфраструктуры энергоснабжения и распределения, большая часть которой сосредоточена на возобновляемых источниках энергии. По данным Financial Times, китайские инвестиции в чистую энергию охватывают все, от солнечной и гидроэнергетики до оборудования, необходимого для перемещения более дешевой энергии из внутренних районов в прибрежные центры спроса, что снижает затраты и повышает надежность. Китай также вложил огромные средства в производство, что привело к снижению цены на солнечные панели в 20 раз. В целом сейчас страна способна добавлять от 500 гигаватт до 1 тераватта мощности в год.
Кроме того, Китай сопоставил свою тщательно спланированную промышленную политику с не менее сильной реализацией на местном уровне. Например, чтобы компенсировать более высокую стоимость использования отечественных чипов, местные органы власти предлагают субсидии на электроэнергию для центров обработки данных, находящихся в их юрисдикции. Если эти объекты работают на отечественных чипах, они могут сократить свои расходы на электроэнергию на 50%.
По сравнению с этим усилия США выглядят довольно скромно. По данным Financial Times, «в 2024 году Китай установил 429 ГВт новых мощностей по производству электроэнергии, что более чем в шесть раз превышает чистую мощность, добавленную в США за тот же период». Даже несмотря на то, что местные энергосети США сталкиваются с огромным круглосуточным спросом со стороны центров обработки данных, промышленная политика США не уделяет электроэнергии должного внимания.
Например, OpenAI и ее партнеры планируют построить центры обработки данных, которые потребуют 10 ГВт мощности, что соответствует пиковому летнему потреблению электроэнергии в Нью-Йорке. Но, хотя центры обработки данных можно построить за пару лет, исследователи из Центра исследований энергетики и промышленности Deloitte Research Center for Energy & Industrials отмечают, что на создание инфраструктуры для передачи энергии уходит почти десять лет.
Такие сроки совершенно не соответствуют стремительным темпам частных капиталовложений. Анализ Bloomberg десятков тысяч ценовых узлов уже показывает признаки кризиса на энергетических рынках США. Оптовая электроэнергия в некоторых регионах США, расположенных вблизи крупных центров обработки данных, стоит на 267% дороже, чем пять лет назад. Чтобы реализовать запланированное строительство центров обработки данных, США потребуется структурная перестройка энергетической политики, энергосетей и их межсетевых соединений.
Кроме того, гонка идет не только между США и Китаем. Препятствие, которое может задержать Америку, может стать шансом для Европы, у которой заканчивается время, чтобы занять свое место за «столом» искусственного интеллекта. Энергетическая инфраструктура Европы является потенциальным стратегическим активом в том смысле, который определил Хиршман. Среди основных сильных сторон Европейского союза — оборудование и ноу-хау в области чистой энергии. Более пятой части всех чистых и устойчивых технологий во всем мире разрабатывается в ЕС. Блок также обладает глубокими инженерными возможностями в области сетевого оборудования и хранения, а его электроэнергетическая система является одной из самых взаимосвязанных в мире. В энергетической политике Европы сети прямо упоминаются как стратегический актив для обеспечения автономности и безопасности, а европейские заводы, производящие стратегические технологии с нулевым уровнем выбросов, должны удовлетворить «не менее 40% годовых потребностей [ЕС] в развертывании к 2030 году».
Тем не менее, декарбонизация в Европе столкнулась с рядом препятствий. В связи с высокими затратами на энергию, которые могут помешать росту, необходимо увеличить мощности по производству энергии и пропускную способность сетей. Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии выдвинула полезное предложение. Но хотя планирование осуществляется на европейском уровне, реализация остается локальной. В результате средний проект по строительству сети занимает более десяти лет, половина из которых уходит на получение разрешений. По данным Исследовательской службы Европейского парламента, текущие прогнозируемые инвестиции в электросети составляют всего 10-15% от необходимого объема, а более 500 ГВт морских проектов в ЕС, мощности которых все еще ожидают оценки возможности подключения к электросети, застряли в очереди.
Следующий этап гонки будет связан с энергетикой. Поощряя производство и потребление отечественных микросхем и одновременно улучшая электроэнергетическую инфраструктуру, стратегия Китая затрагивает все важные аспекты. Между тем США не смотрят в будущее, самодовольно довольствуясь своим нынешним положением разработчика первоклассных микросхем и базовых моделей искусственного интеллекта. И хотя Европа занимает уникальное положение, позволяющее ей сделать энергопотребление искусственного интеллекта более чистым и безопасным, ей могут не хватить институтов, необходимых для ускорения прогресса. Чтобы стать претендентом на лидерство, Европа также должна направить свои усилия в сторону энергетики.