Как Air Astana определяет популярные маршруты

В нынешнем зимнем сезоне авиакомпания открыла рейсы по 12 новым направлениям

Ерболат Байсалыков
Ерболат Байсалыков
Фото: © Елена Сергиенко

Старший вице-президент AirAstana по управлению доходами и коммерческому планированию Ерболат Байсалыков рассказал, как авиакомпания выбирает новые направления, какие факторы влияют на расписание и как авиаперевозчик развивает свои маршруты, отвечая на запросы пассажиров и рынка.

Ерболат, по каким критериям Air Astana выбирает маршруты для расписания? Что учитываете в первую очередь?

— В первую очередь мы ориентируемся на интересы наших пассажиров и рыночный спрос, который меняется очень динамично. Постоянно анализируем тренды и взаимодействуем с нашими партнерами — туроператорами и агентствами. Если мы видим запрос на определенное направление, то проводим детальный анализ: оцениваем рентабельность маршрута, возможности операционной реализации, а также безопасность и инфраструктуру.

Что это значит? Возьмем, например, Анталию. Большинство авиаперевозчиков хотят прилетать туда к обеду, поэтому важно не только составить удобное расписание, но и согласовать слоты — временные промежутки — с аэропортом прилета и с аэропортом вылета. Параллельно выбираем наиболее подходящий для перелетов по тому или иному направлению тип самолета, изучаем инфраструктуру аэропорта прилета, вопросы безопасности.

Некоторые маршруты в определенный период не могут быть реализованы, так как важно учитывать все аспекты: коммерческий интерес, операционные возможности и безопасность. Когда все звезды сходятся, мы принимаем решение об открытии нового направления.

В конце октября 2024-го вы открыли новое направление Алматы — Фукуок. Это был запрос от рынка?

— Да, все верно. Мы тщательно изучили технические и операционные возможности, после чего приняли решение о запуске рейсов. Изначально планировалось три рейса в неделю, но высокий спрос позволил увеличить частоту до пяти. Более того, 3 декабря мы открыли еще одно направление, Астана — Фукуок, с частотой три раза в неделю. Таким образом, количество рейсов из Казахстана на Фукуок выросло до восьми в неделю.

Вода, лодка, дома, горы
Подгорица
Фото: © depositphotos.com/IgorP

В текущей зимней навигации мы предлагаем нашим пассажирам такие новые направления, как Астана — Пхукет, Астана — Абу-Даби, Алматы — Абу-Даби, Атырау — Дубай. Кроме того, мы активно развиваем международные направления не только из Астаны и Алматы, но и из регионов Казахстана. Так, в 2024 году мы запустили международные рейсы из Шымкента в Джидду и Медину, а также в Доху, из Атырау — в Дубай, и все эти новые направления уже показывают отличные результаты.

Мнение скольких туроператоров и турагентов достаточно, чтобы Air Astana оценила потенциал маршрута?

— Обратная связь от туроператоров и турагентов для нас — это один из важных индикаторов, который помогает определить, что сейчас в тренде. Обычно, если интерес к направлению проявляют два-три крупных игрока на рынке и их запросы совпадают независимо друг от друга, это уже сигнал для нас.

Однако популярность направления может быть обусловлена и иными факторами. Например, летом 2024 года мы запустили рейс Астана — Сеул. Это направление не сезонное, и оно не популярно у туроператоров, но востребовано у бизнеса и у медицинских туристов. Проанализировав свои данные и увидев высокий спрос, мы запустили рейс с двумя частотами в неделю, а недавно увеличили частоту рейсов до трех раз неделю.

В любом случае мы всегда проводим независимый анализ, опираясь на наши базы данных, базу данных ИАТА (Международной ассоциации воздушного транспорта — F). Это позволяет оценить пассажиропоток и потенциал направления для принятия взвешенных решений.

На какую рентабельность вы ориентируетесь при открытии нового направления?

— Нельзя сказать, что есть определенная цифра, которая определяла бы открытие того или иного направления. Рентабельность — это, если говорить упрощенно, разница между доходами и расходами. Однако высокая загрузка самолета не всегда означает рентабельность, особенно если билеты продаются по низким тарифам. Поэтому каждое направление имеет свой уровень средней загрузки, после достижения которого рейс становится рентабельным.

Самолет Air Astana
Фото: архив Air Astana

Конечно, туристические направления в сезон заполняются гораздо легче, чем вне сезона. Если бы мы ориентировались только на рентабельность, то не смогли бы выполнять регулярные рейсы. Некоторые локации — скажем, Стамбул и Сеул — являются для нас стратегическими рынками. Мы выполняем рейсы на этих направлениях круглый год, чтобы пассажиры могли рассчитывать на надежность и стабильность, не опасаясь отмен рейсов при недостаточной загрузке.

Насколько убыточны для вас такие направления?

— Мы не рассматриваем такие направления исключительно с точки зрения текущего финансового результата. Для нас важно видеть более широкую картину. Это, скорее, инвестиция в маршрутную сеть. Например, до Covid-19 полеты в Тбилиси вне летнего сезона были, как правило, убыточными. Мы, несмотря на это, продолжали их выполнять, и теперь это любимое направление наших пассажиров в течение всего года. Таким образом, стратегические направления играют важную роль в нашей маршрутной сети. Они укрепляют позиции авиакомпании на рынке и обеспечивают долгосрочное доверие пассажиров.

Мы осознаем, что в определенные периоды загрузка и доходы от маршрута могут быть ниже желаемого, но это часть нашей стратегии по предоставлению надежного и регулярного авиасообщения на важных маршрутах. Такой подход позволяет нам создавать устойчивую репутацию, которая ценится туристами и деловыми пассажирами.

Сколько этапов согласования проходит каждый маршрут, прежде чем попасть в расписание? Согласовывает ли маршруты сам CEO Air Astana Питер Фостер?

— Процесс разработки нового маршрута может занимать и месяц, и три. Мы утверждаем маршруты коллегиально, включая участие первых руководителей компании. Иногда г-н Фостер сам инициирует рассмотрение того или иного нового маршрута. Так было, например, с Подгорицей (Черногория). До ковида Air Astanа туда не летала. Г-н Фостер предложил изучить это направление, поскольку страна активно развивала туризм, включая усилия по привлечению туристов из Центральной Азии. Сегодня, спустя пять лет, мы успешно летаем в Подгорицу как из Алматы, так и из Астаны.

Какие направления пользуются наибольшей популярностью у казахстанцев? Какие всегда присутствуют в расписании?

— В зимний период неизменной популярностью пользуются рейсы на Мальдивы, Фукуок (Вьетнам) и Шри-Ланку, а летом — в Анталию, Бодрум, Батуми, Ираклион (Греция) и Подгорицу. Некоторые направления, такие как Дубай, Пхукет и Бангкок, остаются круглогодичными, однако зимой частота рейсов значительно увеличивается. Например, из Казахстана в Дубай зимой мы выполняем 22 рейса в неделю, тогда как летом — 14. На Пхукет зимой летаем 14 раз в неделю, а летом — пять.

Казахстанцы любят безвизовые направления. Например, в Дубай, Пхукет (Таиланд) или на остров Фукуок средняя загрузка составляет 85-90%. По направлениям, где требуется виза, например, в Ираклион, загрузка составляет в среднем около 75%. Добавлю, что в последние годы мы активно добавляем направления, которые дают возможность сразу попасть «на пляж», что делает их особенно привлекательными и удобными для семейного отдыха.

Чемпионами по росту пассажиропотока из года в год являются Турция, ОАЭ и Таиланд. Пассажиропоток в Турцию и в Таиланд вырос в два раза по сравнению с тем, что было до ковида. Это стало возможным за счет увеличения количества рейсов и расширения маршрутной сети в эти страны — запуска рейсов в Бодрум и на Пхукет и круглогодичных рейсов в Анталию.

Самолет Air Astana
Фото: архив Air Astana

Как я уже отмечал, в расписании, наряду с популярными туристическими маршрутами, всегда представлены стратегически важные направления — Стамбул, Сеул, Пекин, Лондон и Франкфурт. Кстати, 19 декабря мы объявили о начале продаж на новый рейс Алматы — Франкфурт — Алматы, который планируем запустить летом 2025 года.

Какие направления оказались для вас неуспешными, какие — наоборот, очень успешными?

— После ковида неуспешных направлений не было. За исключением Израиля: из-за обострения ситуации в этом регионе рейсы пришлось закрыть всего через месяц-полтора после открытия — для безопасности наших пассажиров. Но это был внешний фактор, который от нас не зависел.

До ковида мы летали в Тегеран (Иран) и в Хошимин (Вьетнам). Несмотря на интерес к этим регионам, пассажиропоток оказался ниже ожидаемого. Это не пляжные направления, а количество студентов и бизнесменов, направляющихся туда на учебу и для ведения бизнеса, не обеспечивало необходимой загрузки рейсов круглый год.

Яркий пример успешного направления — Таиланд, особенно Пхукет. До ковида у нас было всего семь рейсов в Бангкок из Алматы. Но после того как мы начали расширять рейсы на Пхукет, ситуация значительно улучшилась. Мы начали с трех-пяти рейсов, а сейчас в зимний период у нас уже одиннадцать рейсов из Алматы и три — из Астаны только на Пхукет, а также семь рейсов в Бангкок. Таким образом, общее количество рейсов в Таиланд выросло с семи до 21 в неделю. Эти направления продолжают показывать отличные результаты и высокую загрузку, поэтому там мы используем самолеты большей вместимости — B767и A321LR.

Из последних новых направлений успешное — Фукуок, которое мы открыли буквально полтора месяца назад из Алматы. Продажи идут очень хорошо, и все рейсы как из Алматы, так и из Астаны имеют высокую загрузку.

В нынешнем зимнем расписании нет Катара, но зато вы расширили географию полетов в Саудовскую Аравию. С чем это связано?

— Рейсы в Катар, а именно в Доху, мы начали выполнять два года назад, и они всегда были чартерными. Летом количество чартеров, как правило, увеличивается. Мы летали в Доху из Алматы и Астаны, а с лета 2024 года добавили рейсы и из Шымкента. Таким образом, общее количество рейсов в этом направлений увеличилось, но все они по-прежнему остаются чартерными.

Ссмолеты Air Astana и FlyArystan
Фото: архив Air Astana

Что касается Саудовской Аравии, то это направление мы открыли в ноябре 2023 года. Начинали с двух рейсов в неделю из Алматы в Джидду. Сейчас же количество рейсов увеличилось до шести в неделю — три в Джидду и три в Медину. Основной пассажиропоток составляют паломники. Рейсы очень популярные среди наших пассажиров, и я очень рад, что теперь казахстанцы могут летать напрямую в Саудовскую Аравию без каких-либо дополнительных пересадок. Сейчас мы работаем над развитием въездного туризма из Саудовской Аравии в Казахстан.

Как Air Astana делит рынок с FlyArystan по направлениям?

— На внутренних направлениях какие-то рейсы выполняем совместно. Например, на маршруте Астана — Костанай зимой рейсы выполняет только FlyArystan, поскольку спрос на это направление зимой значительно ниже, чем летом. Однако летом рейсы выполняются параллельно двумя авиакомпаниями, так как к увеличенному внутреннему спросу добавляется транзитный пассажиропоток: это направление хорошо стыкуется с рейсами Air Astana во Франкфурт, и его часто используют казахстанские этнические немцы.

Другой пример — международный маршрут Астана — Ташкент. Летом Air Astana выполняет три рейса в неделю, а FlyArystan — два. Зимой Air Astanа приостанавливает выполнение рейсов по этому маршруту, поскольку основной поток пассажиров, в частности туристический и трудовых мигрантов, сокращается. Летом же Air Astana берет на себя значительный объем этого спроса.

На маршруте же Алматы — Ташкент все 14 рейсов выполняет Air Astana: он очень популярен не только среди наших бизнесменов и туристов, но и среди транзитных пассажиров, которые летают нашей авиакомпанией из Ташкента через Алматы, далее в Корею, Турцию, Дубай и Саудовскую Аравию.

В целом развитие транзитного пассажиропотока через Казахстан является для нас одной из приоритетных задач. За счет развития инфраструктуры и аэропортов в Казахстане, уверен, количество транзитных пассажиров на наших рейсах будет расти и дальше.

Если говорить о развитии международной маршрутной сети нашей компании, то я очень рад и горд тем, что, несмотря на все сложности, авиакомпании Air Astanа удалось запустить в этой зимней навигации 12 новых маршрутов, включая Фукуок, несколько новых направлений в Персидском заливе и Медину в Саудовской Аравии. Одновременного введения такого большого количества новых маршрутов не было у нас уже давно, и можно считать это своего рода рекордом Air Astana.

Добавлю, что в последние годы встреча Нового года на борту самолета стала популярной среди наших пассажиров. Я рад сообщить, что они смогут отпраздновать наступление нового, 2025, года на рейсах Air Astana. В частности, на маршрутах из Алматы в Бангкок и Пхукет, из Астаны на Фукуок и Пхукет, а также на рейсе Алматы — Мальдивы, вылет которого состоится 1 января 2025 года в 04:40.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте