Экономика Казахстана: почему правительству выгоден слабый тенге
Экономика Казахстана демонстрирует умеренные темпы роста - за 11 месяцев 2018 ВВП вырос на 4,1%. Основными факторами экономического роста стали высокий инвестиционный и потребительский спрос, а также производственная активность в базовых отраслях экономики. Напомним, что в 2017 рост ВВП составил 4%.
Ниже представляем прогнозы по росту ВВП некоторых институтов.
Источник | Прогноз на 2018 | Прогноз на 2019 | |
Прогноз из предыдущего отчета | Текущий прогноз | ||
Национальный банк | 3,5% | 3,5% | 2,6% |
МНЭ РК | 4% | 3,8% | 3,9% |
ЕАБР | 3,7% | 4,0% | 3-3,5% |
МВФ | 3,2% | 3,7% | 3,1% |
ЕБРР | 3,9% | 4,0% | 3,5% |
АБР | 3,2% | 4,0% | 3,8% |
Усреднённый прогноз роста ВВП Казахстана на 2018 составляет 3,8%, а на 2019 - 3,4%.
Текущий уровень дефицита бюджета приводит к росту долговой нагрузки или сокращению ЗВР
По итогам 11 месяцев 2018 дефицит бюджета РК составил 446 млрд тенге, или 0,8% от ВВП. Дефицит бюджета без учёта трансфертов из Нацфонда составил 5,8% от ВВП (против 11,3% за 11 месяцев 2017). Основная часть (87%) этого дефицита покрывается средствами Нацфонда, которые также пополняются за счёт прямых поступлений от нефтяного сектора.
Акишев: Мы не ужесточаем регулирование, мы усиливаем надзор
О будущем банковского сектора, инфляционных ожиданиях и о том, что ждёт тен... →
Поступления в Нацфонд за 11 месяцев текущего года составили 2 884 млрд тенге, в то время как в республиканский бюджет было направлено 2 951 млрд тенге. То есть, если бы деньги, которые направляются в Нацфонд, поступали бы напрямую в бюджет, то дефицит бюджета составил бы 513 млрд тенге, или 0,9% от ВВП.
При таком дефиците бюджета рост госдолга составит около 4% в год при номинальном росте ВВП 11-12% в год. То есть уровень долга (к ВВП) будет сокращаться, однако это при сценарии, что почти все поступления в Нацфонд будут направляться на финансирование дефицита бюджета. А это значит, что золотовалютные резервы страны не будут расти (или будут расти за счёт роста цен инвестиционных активов). Отсутствие роста ЗВР при росте размера экономики на 11-12% (3,5% в реальном выражении) является негативным фактором, который может создать дополнительное давление на экономику в целом.
Исходя из всего вышенаписанного, можно сделать вывод, что текущий уровень дефицита бюджета приводит к росту долговой нагрузки или сокращению ЗВР и не приемлем в долгосрочной перспективе. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе данный дефицит вполне допустим, учитывая текущий уровень госдолга и ЗВР.
Немаловажным моментом является тот факт, что за 11 месяцев 2018 средний курс тенге к доллару США составил 342, а средняя цена Brent $72,9. Расчётная выручка в тенге от продажи нефти составила 25 тыс. тенге. При текущей цене на нефть $62 за баррель и курсе тенге 376 тенге за доллар расчётная выручка в тенге от продажи нефти составляет 23,3 тыс. тенге за баррель, что на 7% меньше, чем средний уровень за 11 месяцев 2018.
Республиканский бюджет
Млн тенге | 2015 | 2016 | 2017 | 11М2018 |
Поступления | 6 251 | 7 760 | 9 799 | 8 205 |
Поступления без учёта трансфертов | 3 619 | 4 679 | 5 120 | 5 254 |
Трансферты из Нацфонда | 2 633 | 3 080 | 4 680 | 2 951 |
Расходы | 7 163 | 8 501 | 11 156 | 8 651 |
Профицит/дефицит бюджета | -912 | -741 | -1 357 | -446 |
в % к ВВП | -2,2% | -1,6% | -2,6% | -0,8% |
Профицит/дефицит бюджета без учёта поступления трансфертов | -3 545 | -3 821 | -6 037 | -3 397 |
в % к ВВП | 8,7% | 8,1% | 11,7% | 5,8% |
По итогам 2019 ожидаемый дефицит бюджета составляет 1,5% от ВВП. Прогнозы бюджета сделаны с учётом курса 370 тенге за доллар и цены на нефть в размере $55 за баррель, или 20 350 тенге за баррель нефти. По прогнозам, налоговые поступления должны вырасти на 19%, а расходы на 10%. При этом поступления трансфертов должны снизиться на 4%.
Нам остаётся не совсем понятным, как при снижении расчётной цены на нефть на 21% (с 25 000 до 20 350 тенге за баррель) экономика сможет увеличить корпоративный подоходный налог на 16%, НДС на 25% и таможенные платежи на 15%. Мы предполагаем, что для реализации этой цели нужен более слабый тенге.
Государственный долг с начала года сократился
Дефицит бюджета финансируется с помощью трансфертов из Нацфонда или с помощью привлечения дополнительного долга. Если уровень задолженности государства высокий, то естественно возникнут трудности с привлечением финансирования или стоимость будет высокой. Особенно это актуально на фоне роста доходностей в США и ожидаемого роста стоимости фондирования в Европейском союзе.
Млн тенге | 2015 | 2016 | 2017 | 9М2018 |
Государственный долг | 9 022 195 | 11 436 643 | 13 504 221 | 14 514 307 |
Долг правительства РК | 8 665 700 | 8 877 277 | 10 193 333 | 10 971 736 |
Долг НБРК | 354 000 | 2 518 658 | 3 183 439 | 3 387 674 |
Долг местных исполнительных органов РК | 310 850 | 439 601 | 572 117 | 683 598 |
Доля в ВВП | 22% | 24% | 26% | 25% |
Государственный долг Казахстана по состоянию на 1 октября 2018 составляет 14 514 млрд тенге. С начала года уровень долга по отношению к ВВП сократился с 26% до 25%. Относительно умеренный рост госдолга связан с тем, что дефицит бюджета в большей степени финансировался за счёт средств Нацфонда. В четвёртом квартале дефицит бюджета будет в большей степени финансироваться за счёт привлечения долга, ввиду плана по минимальному использованию средств Нацфонда в данном периоде.
ЗВР с начала года снизились
За 11 месяцев 2018 средства Нацфонда снизились на 1,2% и составили $57,6 млрд. Международные резервы Нацбанка за этот же период сократились на 1,9%. В итоге золотовалютные резервы Казахстана уменьшились на 1,4% и составили $87,8 млрд, или 52% от ВВП. Соотношение ЗВР к размеру экономики страны остаётся довольно высоким.
млн долларов | 2015 | 2016 | 2017 | 11М2018 |
Нацфонд | 63 392 | 61 218 | 58 319 | 57 628 |
Международные резервы НБРК | 27 871 | 29 530 | 30 745 | 30 158 |
Золотовалютные резервы | 91 263 | 90 748 | 89 064 | 87 786 |
ВВП | 183 474 | 137 343 | 157 697 | 167 556 |
В % от ВВП | 50% | 66% | 56% | 52% |
Индекс реальных обменных курсов
Индекс реального эффективного обменного курса тенге (REER - Real effective exchange rate) представляет собой средневзвешенное изменение обменного курса тенге по отношению к корзине валют 24 стран - основных торговых партнёров Казахстана (4 страны СНГ и 20 стран дальнего зарубежья), скорректированное на изменение относительных цен.
Увеличение/снижение индекса показывает, что тенге реально дорожает/дешевеет по отношению к корзине валют стран, с которыми Казахстан осуществляет торговые операции, а значит, при прочих равных условиях отечественные производители испытывают менее/более благоприятные конкурентные условия на внутреннем и внешнем рынках.
После того как в августе 2015 года НБ РК перестал поддерживать курс тенге, национальная валюта начала активно девальвировать и индекс реальных обменных курсов тенге снизился до диапазона 70-80. Сейчас данный индекс находится на уровне 75. Если сравнивать данный индекс с периодами, когда проводилась девальвация (январь-2009 – 113,7; январь-2014 – 101,0; август-2015 – 109,3), то он значительно ниже, чем в эти периоды. То есть сейчас можно сказать, что давление на тенге с точки зрения индекса реальных обменных курсов отсутствует. Более того, курс тенге выглядит недооценённым. Сейчас, условно говоря, покупать товары и услуги в Казахстане выгоднее, чем это было перед последними девальвациями. А значит, спрос на тенге должен оставаться достаточно высоким, поддерживая национальную валюту. Кроме того, снижение индекса может положительно повлиять на торговый баланс и баланс услуг, что тоже хорошо для нашей экономики.
Источник: НБРК
Дефицит счёта текущих операций снижается
Платёжный баланс также является важным показателем состояния экономики. Казахстан имеет отрицательный счёт текущих операций вот уже несколько лет. В последний раз положительный текущий счёт был зафиксирован в 2014. Однако в последние кварталы наблюдается значительное сокращение дефицита счёта текущих операций. Так, в третьем квартале текущего года дефицит счёта текущих операций составил $118 млн, что является самым низким квартальным показателем с начала 2015.
Источник: НБРК
Торговый баланс также играет ключевую роль в стабильности экономики. Казахстан всегда имел положительный торговый баланс. Однако во второй половине 2015 и в 2016 торговый баланс Казахстана значительно снизился и начал восстанавливаться только в 2017. В третьем квартале 2018 торговый баланс Казахстана составил $7,0 млрд, что является самым высоким показателем с 2014.
В целом можно сделать заключение, что платёжный баланс находится в самом выгодном положении за последние годы и демонстрирует положительную динамику. Однако снижение цены на нефть в четвёртом квартале может негативно сказаться на платёжном балансе.
Наши ожидания и видение по курсу тенге
Если резюмировать вышеописанное, то можно сказать, что в целом экономика Казахстана чувствует себя хорошо на данный момент. Однако с падением цены на нефть страновые показатели могут ухудшиться. Если средняя цена на нефть в 2019 будет ниже $60, то в 2019 рост экономики будет ниже, дефицит бюджета будет выше, а необходимость финансирования дефицита бюджета приведет к росту государственного долга или сокращению ЗВР страны, а возможно, и к тому и другому. Дефицит текущего счёта тоже может вырасти. Эти факторы, могут оказать давление на курс тенге в следующем году.
Единственный фактор, который говорит о недооценённости тенге, это индекс реального эффективного обменного курса тенге.
Мы считаем, что на горизонте 3-6 месяцев существует реальный риск ослабления курса тенге, если цена на нефть останется в районе $60. Вот основные причины.
- Необходимость выполнения бюджета. Как уже было отмечено выше, республиканский бюджет на 2019 предполагает рост налоговых поступлений на 19%. Однако при текущем курсе тенге (376 за $1) и цене на нефть ($62 за баррель) выручка от продажи нефти на 7% меньше, чем в 2018. Исходя из этого можно предположить, что если цена на нефть сохранится в районе $60 или ниже, реализация плана по росту налоговых поступлений, скорее всего, потребует корректировок по курсу тенге.
- Ослабление рубля. Наблюдения в течение 2018 показали, что тенге больше подвержен влияниям курса рубля, чем нефти. Рубль будет слабеть по следующим причинам.
1. Рост инфляции в РФ из-за повышения НДС. Основная ставка НДС в России с 1 января 2019 вырастет с нынешних 18% до 20%. ЦБ в августе оценивал общий вклад повышения НДС в годовую инфляцию в коридоре от 0,6% до более чем 1,5%. Основное влияние роста НДС, по мнению регулятора, придется на первые месяцы 2019.
2. Новые санкции по отношению к РФ. Наверняка санкции последуют. Поводов достаточно: дело Скрипалей, строительство Северного потока - 2 и инцидент в Керченском проливе.
3. Возобновление с 15 января рыночной покупки валюты Минфином для пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рамках бюджетного правила. Эти покупки увеличат спрос на иностранную валюту и, соответственно, ослабят рубль.