Частные управляющие компании обгоняют Нацбанк по доходности пенсионных активов
На 1 июля 2025 года объём пенсионных накоплений достиг почти 23 триллионов тенге
Аналитический центр АФК подготовил обзор инвестиционной деятельности по пенсионным активам на 1 июня 2025 года.
Ключевые тенденции периода
- На 1 июня общая сумма пенсионных накоплений составила ₸22,9 трлн, увеличившись с начала года на ₸383 млрд, или 1,7%. Темпы роста сложились заметно ниже, чем год назад (+7,2% за аналогичный период 2024 года), что связано не столько с динамикой взносов, сколько с отрицательным инвестиционным доходом на фоне нестабильности на финансовых рынках и колебаний валютного курса.
- Отметим, что пенсионные потоки (разница между взносами и выплатами) последние четыре года подряд сохраняются в целом положительными. Рост пенсионных взносов продолжается на фоне увеличения занятости и роста номинальной заработной платы.
- Доля группы вкладчиков, перечисляющих 9–12 взносов в год, в текущем году возросла до 65,4% (64,9% ранее), что поддерживает стабильный приток средств в систему, несмотря на отрицательный инвестиционный доход (-₸146 млрд).
- Однако баланс потоков существенно искажается единовременными пенсионными выплатами на улучшение жилищных условий и оплату лечения.
- За 5 месяцев 2025 года на ЕПВ пришлось ₸369 млрд (рост в сравнении с аналогичным периодом 2024 года на 156%, или ₸144 млрд), что составляет 57% всех выплат в текущем году.
- С момента внедрения возможности досрочного изъятия пенсионных накоплений (февраль 2021 года) выплаты по ЕПВ составили ₸4,8 трлн, что составляет 21% от текущего портфеля пенсионных активов.
- Доля активов, переданных в управление УИП, остается крайне низкой (0,3 %), что свидетельствует о потребности в совершенствовании действующих правил.
- Отметим, что в текущем году положительную доходность показывают все частные управляющие компании, а отрицательный инвестдоход в целом по системе обусловлен концентрацией практически всего портфеля в управлении НБРК (доходность по портфелю с начала года составляет -0,69%).
- С момента внедрения возможности частного управления практически все УИП опережают НБРК в росте условной единицы стоимости пенсионных активов, что подчеркивает важность наличия выбора и конкуренции в управлении пенсионными активами в интересах вкладчиков.
- При этом стратегия управления портфелей НБРК и УИП остается умеренно консервативной, с приоритетом надежности и ликвидности финансовых инструментов.
Пенсионные активы ЕНПФ играют значимую роль в обеспечении долгосрочной ликвидности в финансовой системе, составляя 15,2% к ВВП на фоне продолжающегося роста взносов и высокой доли накопленной инвестдоходности. При этом темпы роста накоплений в 2025 году значимо замедлились, что связано преимущественно с отрицательным инвестиционным доходом активов под управлением НБРК. Соответственно, основной вклад в прирост накоплений в текущем году продолжают обеспечивать взносы, поддерживаемые ростом занятости и номинальных заработных плат.
Существенным вызовом остаются масштабные единовременные пенсионные выплаты (ЕПВ), составившие в совокупности ₸4,8 трлн, или 21% от текущего портфеля. Такая динамика досрочных изъятий искажает баланс потоков, снижает инвестиционный потенциал пенсионной системы и требует переоценки подходов к регулированию досрочного использования накоплений для удовлетворения текущих нужд в ущерб будущему комфорту.
Преобладание умеренно консервативного подхода в управлении пенсионными активами, высокая доля ГЦБ и ограниченная валютная диверсификация снижают их волатильность, но ограничивают потенциал доходности. С учетом разницы в инвестдоходе крайне важным является предоставление широких возможностей вкладчикам и УИП в процессе управления пенсионными активами.
Помимо задачи по формированию достойной пенсии для граждан, стабильно осуществляющих взносы (стандарт ООН — коэффициент замещения дохода в пенсии ≥ 40%), остаются нерешенными более глубокие системные проблемы. В частности, это отсутствие пенсионных отчислений у около 2 млн формально занятых граждан и 450 тыс. безработных. На фоне постепенного исчерпания солидарной системы (~ к 2040 году) эти пробелы могут трансформироваться в масштабный социальный вызов. В условиях ускоряющихся демографических изменений и старения населения (по прогнозам, доля людей в возрасте 65 лет и старше вырастет с текущих 8,9 до 11,6% к 2050 году) приоритетом становится не только рост накоплений, но и полноценный охват всех слоев населения.