Ася Казанцева: Богатыми и умными рождаются или становятся?

В очередном выпуске программы Q&A на YouTube-канале Forbes Kazakhstan ведущий Виктор Бурдин поговорил с российским научным журналистом, популяризатором науки, автором научно-популярных книг Асей Казанцевой

Ася Казанцева
Ася Казанцева
Фото: © Марина Бесчастнова (предоставлено Асей Казанцевой)

Начиная разговор, Виктор Бурдин обозначил темы: «Сегодня, как мы с вами заранее договорились, побеседуем о мозге и о репродукции. Как я понимаю, это темы, в которых вы себя комфортно чувствуете». Гостья ответила, что сочетание тем «может показаться для зрителей неожиданным». «В основном я занимаюсь популяризацией когнитивных наук — тех, что на стыке нейробиологии и психологии. Но по базовому образованию я биолог, поэтому могу «залетать» в другие темы, связанные с биологией. Последняя книга у меня действительно про репродукцию человека», — пояснила Казанцева. Поясним: Ася — выпускница биофака СПбГУ (училась на кафедре физиологии высшей нервной деятельности), также изучала когнитивные науки в магистратуре НИУ ВШЭ, окончила магистратуру по молекулярной нейробиологии Бристольского университета.

«Человек уже рождается умным или глупым или это зависит от того, как он рос, чему обучался и кто его окружал?» — задал вопрос ведущий. «И то, и другое. С одной стороны, влияние генов на интеллект есть, и оно довольно серьезно выражено. А с другой — в мозге «работает» порядка 14 тыс. генов, и при этом у нас 86 млрд нейронов. Исходя из соотношения этих цифр, очевидно, гены не могут закодировать абсолютно всю микроархитектуру мозга. Они задают общие, базовые, универсальные принципы, «велят», чтобы у нас было два полушария и мозжечок. Они задают уровень работы каких-то нейромедиаторов, влияют на легкость образования новых синапсов, то есть на усвоение информации. Но дальше все, конечно, зависит от того, в какой среде — благоприятной или неблагоприятной, бедной или обогащенной — растет человек», — рассказала гостья.

При этом, по словам собеседницы, влияние генов на интеллект усиливается с возрастом: более умный от природы человек по мере взросления стремится к усложненной среде, к более интенсивной переработке информации — и становится умнее. А если человек от природы глуповат, то он «стремится лежать на диване и смотреть телевизор».

«Влияние генов существует, усиливается с возрастом, и оно объясняет порядка 60% различий между людьми, — продолжает Казанцева. — Если вам нужен ребенок умный и с хорошим самоконтролем, то один из эффективных способов получить такого ребенка — это родить его от кого-нибудь умного и с хорошим самоконтролем». «Или пойти в банк генетического материала и подобрать…» — предполагает ведущий. «Пока нет, — улыбается гостья. — Безусловно, репродуктивные технологии сильно продвинулись, существует возможность посмотреть на гены эмбриона до того, как подсаживать его в матку в ходе экстракорпорального оплодотворения. Но применяются такие технологии для предотвращения наследственных заболеваний. Для baby-дизайна пока недостаточно информации, потому что, как я уже говорила, в мозге работает много разных генов, каждый из них оказывает маленькое влияние, и даже не на интеллект непосредственно (…) Мы пока и технологически, и концептуально далеки от искусственного создания наиболее умного ребенка», — поясняет собеседница.

Одна из тем, которую обсудили ведущий и гостья, — приспособлен ли мозг человека к взаимодействию с гаджетами и соцсетями, можно ли полностью оградить от них детей и какие последствия такая вовлеченность в виртуальный мир может иметь для человечества в будущем. Казанцева говорит, что, поскольку человек социальное существо, он склонен общаться с себе подобными, и выход она видит в том, чтобы показывать ребенку, что коммуникация возможна и другими способами, помимо соцсетей. И что удовольствие можно найти в альтернативных занятиях — прогулках, бумажных книгах и т. д. «Мы пока не знаем, какие будут последствия (влияние гаджетов и соцсетей на будущее человечества — F), — продолжает гостья. — Но действительно желательно, чтобы дети появлялись в семьях тогда, когда у родителей уже есть силы, время и желание взаимодействовать с детьми. И если и отвлекать их гаджетами, то не систематически, не постоянно, а по каким-то особенным, важным случаям».

Далее собеседники обсудили, в чем плюсы и минусы раннего и позднего родительства. «У женщин есть большая проблема — конфликт между биологическим и социальным. С социальной точки зрения, чем позже вы заводите ребенка, тем лучше: согласно исследованиям многих экономистов, карьера женщины страдает гораздо меньше, если она рожает первого ребенка после 30 или 35 лет. В этом случае почти не выражен «штраф за материнство», а в некоторых случаях бывает даже «премия за материнство» (термин означает падение или не падение доходов с появлением ребенка). Дети, которых родили возрастные матери, лучше учатся в школе, они более спокойные, у них меньше эмоциональных проблем — именно потому, что женщина уже пожила свою жизнь, уже добровольно «ввязалась» в родительство и уже настроена на то, чтобы много эмоционального внимания уделять ребенку. Но с биологической точки зрения, у женщин происходит возрастное снижение качества и количества яйцеклеток. И это означает, что она успеет родить меньше детей, из чего вытекают некоторые демографические проблемы с замещением стареющих поколений новыми», — делится собеседница.

«Богатыми рождаются или становятся?» — задал Виктор Бурдин очередной вопрос. «На жизненную успешность сильнее всего статистически влияют три вещи: интеллект, социально-экономический статус родителей и самоконтроль ребенка. Здесь всегда сложно разделить причины и следствия, это всегда запутанный клубок, потому что на возможность накопления богатств существенным образом воздействуют еще и социальные процессы, благополучие и стабильность институтов в государстве», — сказала Казанцева.

Как пример такого влияния она привела Великобританию: «Я училась когда-то в магистратуре в городе Бристоле. В городе Бристоле стоит мощный запах «старых денег»! Этот город находится на западном побережье Англии, здесь делали состояние на торговле кофе, шоколадом, оружием на протяжении долгой истории взаимодействия Англии с Америкой. И вот там на набережных стоят старинные красивые особняки, которые люди унаследовали просто потому, что в их стране многие века ничего не менялось и не отбиралось нажитое у тех, кто нажил [состояние]».

Кто принимает решения — мы или наш мозг? Отдыхает ли природа на детях? Можно ли будет в будущем управлять чем-то силой мысли? Зачем делать генетические тесты? «Сольется» ли человеческий интеллект с машинным? Правильно ли человечество развивается как вид? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью Аси Казанцевой на YouTube-канале Forbes Kazakhstan.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте