Почему развивающиеся страны вынуждены выбирать углеродное сырье

Долговая ловушка и климатическое финансирование усугубляют неравенство

уголь
Фото: gov.kz

ЙОХАННЕСБУРГ — Мир поразила целая серия политических, экологических, социальных и экономических шоков. Невообразимый уровень неравенства и концентрации богатства отменяет достижения в развитии, ускоряет фрагментацию общества и провоцирует гражданские беспорядки. Согласно докладу «Индикаторы глобального изменения климата», всего через три года мы перешагнем порог глобального потепления (1,5° по Цельсию), установленный Парижским климатическим соглашением 2015 года, что повысит риск необратимых изменений в условиях жизни на планете.

Весь этот каскад кризисов концентрируется в мировой экономике. Недостаток климатического финансирования, выделяемого богатыми странами, вынудил ряд развивающихся стран удвоить ставку на ископаемое топливо. А несправедливость долговой системы толкает страны с низкими доходами в бесконечный круг кризисов: расходуя средства на обслуживание краткосрочных долларовых кредитов с высокими процентными ставками, они не могут достичь целей развития. Кроме того, богатые страны не желают сотрудничать, когда речь заходит о незаконных финансовых потоках и налогообложении миллиардеров и транснациональных фирм. Это ещё больше сокращает возможности стран с низкими доходами увеличить их.

Вся эта экономическая нестабильность неразрывно связана с глобальным упадком демократии. Когда богатство сконцентрировано в руках немногих, естественно, возникает политическое недовольство, о чем свидетельствует подъем крайне правых партий в западных демократиях.

Для борьбы с этими кризисами надо укреплять демократию. На национальном уровне граждане должны находиться в центре процессов принятия решений, касающихся политики развития и ее достижений. На международном уровне многосторонние организации и процессы, включая «Большую двадцатку» (G20), конференции ООН по изменению климата, а также Бреттон-Вудские институты, следует демократизировать для восстановления доверия и легитимности. Пока что они слишком медленно устраняют свои недостатки и слишком сосредоточены на интересах развитого мира.

Есть множество примеров того, как мультилатерализм воспроизводит неравенство. Развитые страны предлагают климатическое финансирование в виде гарантий по коммерческим кредитам, что увеличивает долговое бремя, а не повышает устойчивость. Снова и снова рейтинговые агентства и Международный валютный фонд со своими кредитными условиями не дают властям в Африке возможности инвестировать в инклюзивный рост и развитие. Глобальный консенсус таков: осуществлять переход к зеленой экономике надо под руководством частного сектора. Но такой подход усиливает нестабильность для тех, кто внес наименьший вклад в глобальное потепление, но больше всего страдает от его последствий.

Решения и действия в интересах глобального капитала расширяют ряды так называемых «лишних людей». В состав этих маргинализированных групп населения входят работники, ставшие ненужными из-за многочисленных, конвергентных социотехнологических сдвигов; жители населенных пунктов, заброшенных после закрытия шахт или климатических бедствий; домохозяйства, которые столкнул в нищету резкий рост цен на продовольствие и энергоносители.

Что можно сделать? Для ответа на этот вопрос группы гражданского общества и НКО из стран Глобального Юга встретятся с нашими союзниками из стран Глобального Севера на Народном саммите за глобальную экономическую справедливость в кулуарах предстоящего саммита лидеров G20 в Йоханнесбурге. Следуя девизу этой встречи «Мы, 99%», ее участники будут вместе работать над поиском структурных альтернатив «обществу вражды», порожденному капитализмом. Цель — разработать укорененную локально, но связанную глобально программу действий для достижения экономической справедливости.

Главным среди решений, предлагаемых для обсуждения на Народном саммите, является введение налога на богатство сверхбогачей и компаний под эгидой Рамочной конвенции ООН о международном налоговом сотрудничестве. Такой налог технически возможен и политически необходим, чтобы бороться с взаимосвязанными кризисами (финансовыми, долговыми, социально-политическими), которые дестабилизируют как развитые страны, так и развивающиеся.

Ещп одно важное решение — повышение доступности, в том числе по стоимости, государственного климатического финансирования, как это предусмотрено Парижским соглашением. Развитые страны зависят от развивающихся стран, которые поставляют им сырье, обеспечивающее промышленный рост, поэтому финансовая и технологическая помощь должна течь в обратном направлении, чтобы гарантировать успехи в развитии и возмещение значительных потерь и ущерба от эскалации климатического кризиса.

Председательствуя в G20, ЮАР сосредоточилась на вопросах солидарности, равенства и устойчивости, и в связи с этим мы считаем эти структурные альтернативы этическим проектом исправления и восстановления, отражающим нашу общую уязвимость на Земле — в нашем общем доме. Для устранения экономической несправедливости и исходящих от нее рисков для наших демократий мы должны скоординировать наши голоса, ресурсы и сети и выработать последовательную политическую программу, которая будет уважать планетарные границы и выстраивать власть снизу.

Впрочем, ни эта политическая программа, ни движения, которые будут ее реализовывать, не появятся сами по себе. Их надо развивать, координировать и обеспечивать ресурсами. Гражданские и социальные движения должны выйти за рамки устаревшей архитектуры эпохи НКО и начать возводить строительные леса для создания устойчивости. Это означает, что надо инвестировать в проекты, помогающие реализовать стремление людей к справедливому и инклюзивному росту и развитию.

Секутлан Фамоди, директор Центра новой экономики в ЮАР при Африканском климатическом фонде.

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте