Алексей Невский: будущее IT глазами разработчика из Кремниевой долины
Опыт в крупных IT-проектах: от разработки инновационных решений для лидеров отрасли до руководства и менторства в международных акселераторах
Эксперт в разработке ПО и ИИ с опытом более 12 лет — о создании инновационных технологий, роли крупных корпораций и будущем ИИ.
Алексей, вы прошли путь от компьютерного энтузиаста до специалиста в разработке ИИ-, web- и cloud-приложений в Кремниевой долине. Расскажите об опыте работы над инновационными продуктами.
— Я начал свою IT-карьеру в 2011 году в одной из 25 самых быстрорастущих публичных технологических компаний по версии Forbes, играл ключевую роль в разработке и запуске проектов для корпоративных клиентов, успел поработать над инновационными проектами для Adidas, Verizon, Glovo, Coca-Cola, Whirlpool, SAP и Yandex, выступить ментором и побыть судьей крупнейшего IT-акселератора в мире Techstars и движения Women in Tech.
На должности ведущего инженера-программиста я руководил и контролировал разработку программного обеспечения на всех этапах — от концепции до реализации. Кроме того, я разработал такие архитектуры систем, которые позволили клиентам эффективно масштабировать свои операции и минимизировать риски системных сбоев.
Для Verizon, крупнейшей телекоммуникационной компании в США, я внедрил инновационную платформу для рекламы на цифровых вывесках: тысячи подключенных устройств, мгновенный обмен данными в реальном времени, огромные массивы информации. Для другого оператора из Гонконга — мессенджер, где важны скорость и гарантия доставки сообщений. Для Adidas — разработка одной из самых первых в мире фитнес-платформ, представленной в 2010 году на Consumer Electronics Show, которая затем выиграла такие награды, как Red Dot Design Award и Merit Award за лучший дизайн, два «Каннских льва» за продвижение веб-сайта и приз Run Britain. А для Whirlpool управлял разработкой и поддержкой более 100 онлайн-магазинов и каталогов всей продукции, что критически важно для такой огромной корпорации с офисами по всему миру.
В стартап-единороге Glovo (испанская компания быстрой доставки товаров с более чем 130 тыс. партнеров и 15 млн активных пользователей в 25 странах) на должности ведущего инженера-программиста я улучшал работу более 75 тыс. курьеров, разрабатывая высокотехнологичную архитектуру системы и автоматизации потоков данных, что позволило свести человеческое вмешательство к минимуму при масштабе принятия решений более 1 миллиона в день, значительно повысить эффективность работы курьеров и сократить операционные издержки всей компании.
Моим одним из самых амбициозных проектов была разработка Yandex.Keyboard — приложения с широкими возможностями персонализации, заменяющего стандартную клавиатуру на устройствах. Моей задачей было разработать лучшую в классе клавиатуру для смартфона на основе машинного обучения со встроенным поисковым движком и другими ноу-хау — на тот момент, да и сейчас, это передовые технологии. Как ключевой разработчик R&D-команды, я конкурировал с Google и Microsoft, проектировал архитектуру и ML-алгоритмы, внедряя более 10 инновационных фишек, от умного распознавания текста по нажатию на экран до автоподсказки эмоджи по смыслу текста. Я с командой создал продукт, который не просто не уступал, но и во многом превосходил конкурентов. Приложение стало первой клавиатурой с полноэкранным режимом для дополнительных вертикалей, облачным бэкендом, встроенными системами поиска и рекомендаций. С момента выхода Yandex.Keyboard приложение было установлено более 10 миллионов раз, получив высокие оценки и положительные отзывы как от пользователей, так и от специалистов в сфере IT. С тех пор не появилось ни одного стоящего аналога.
Вы ведь изучали искусственный интеллект еще в университете. В последнее время ИИ очень популярен. Как вы оцениваете его потенциал?
— Я окончил Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники по специальности «искусственный интеллект», где под руководством профессора мирового уровня Владимира Голенкова делал свои первые шаги по созданию интеллектуальных систем — учил компьютеры находить и строить связи между разными объектами и понятиями, представлять и обрабатывать знания на языке, который был бы понятен и им, и нам, людям.
Одно из самых перспективных направлений сейчас — это разработка ИИ-агентов, способных действовать и принимать решения автономно. Я серьезно познакомился с этой областью еще в 2008 году, в начале своего обучения в университете.
Автономные транспортные средства и роботы-пылесосы — это примеры внедрения ИИ-агентов в нашу жизнь. Недавно я изучал self-driving по курсу Себастьяна Труна, пионера в этой области, и теперь езжу на такси Waymo в Сан-Франциско, управляемом ИИ-агентом. Он водит лучше многих водителей и с ним не страшно.
Представьте мир, где ИИ-ассистенты помогают нам планировать день, бронировать билеты, делать покупки, передвигаться на авто, получать заказы и т. д. Этот мир уже не за горами. В России и Казахстане вы это можете видеть на примере роботов «Яндекса», а в Техасе, США, на примере роботов-доставщиков и автономного транспорта от Avride, а также автопилота Tesla и других автопроизводителей.
Впечатляет! Получается, крупные технологические корпорации меняют целые индустрии?
— С одной стороны, корпорации делают IT-продукцию доступной, предоставляя облачные сервисы, no-code-инструменты и генеративный ИИ. С другой стороны, они контролируют огромные объемы данных и вычислительные мощности, что дает им власть. Например, они меняют потребительские привычки, формируя новостную повестку и выбирая посты и рекламу. Вопрос открытости этих технологий и их влияния активно обсуждается, в частности Илоном Маском.
Но многие инновации внутри них создаются небольшими R&D-группами талантливых разработчиков-исследователей, например, Google DeepMind и OpenAI, которые совершили прорывы в области искусственного интеллекта. Главное правило здесь — не останавливаться, потому что в мире технологий нет гарантий успеха, важно постоянно развиваться и адаптироваться, даже для гигантов.
Так, Nvidia доминирует на рынке ИИ-вычислений, но с ней уже конкурируют стартапы вроде Groq, разрабатывающие собственные ИИ-чипы. Intel, пропустившая тренд на энергоэффективные чипы, столкнулась с серьезными проблемами. А Perplexity.AI активно отвоевывает поисковый рынок у Google.
Вы участвуете во многих менторских программах и хакатонах. Что вам дает этот опыт?
— Около восьми лет назад я представил свой стартап Machine Intelligence по созданию чат-ботов в Парке высоких технологий, где познакомился с Дмитрием Гурским, основателем стартапа женского здоровья Flo, и Денисом Кондратовичем, основателем краудфандинг-платформы «МаеСэнс». Денис тогда сказал, что с такими амбициями и идеями как у меня надо 100% ехать в Кремниевую долину — именно в этом месте, где концентрация таланта и венчурного капитала самая высокая, я смогу полностью раскрыть свой потенциал. Так я и оказался здесь, хоть и потребовалось почти 10 лет.
Я был экспертом-судьей на хакатоне Techstars Startup Weekend в Google for Startups Campus, где 12 команд представляли технологические решения глобальных проблем. Используя свой опыт в инженерии, продукте и облачных технологиях, я оценивал архитектуру и планы разработки, выделял идеи с высоким потенциалом, анализировал масштабируемость и давал рекомендации для улучшения бизнес-моделей и технических стратегий.
Участие в глобальной стартап-сети Techstars позволяет мне влиять на развитие передовых инноваций и демонстрировать приверженность поддержке предпринимательских талантов и миссии Techstars по построению процветающих стартап-экосистем по всему миру. Я верю, что всё больше талантливых людей будут с помощью технологий менять мир к лучшему, и рад быть к этому причастным.
Видите ли вы потенциал для развития ИИ-проектов и венчурного капитала здесь, в Казахстане?
— Казахстан обладает сильной образовательной базой, правительство активно поддерживает IT-сектор, здесь много талантливых ребят. Это создает благоприятные условия для работы. Вспомните стартап Solai, помогающий оптимизировать компаниям затраты на «последнюю милю», или Higgsfield.AI — GenAI-платформу по созданию видео наподобие OpenAl Sora. Привлечь первые инвестиции и обзавестись нужными связями им помог, среди прочих, Николай Давыдов — основатель Davidovs Venture Collective из Кремниевой долины. Я уверен, что в ближайшее время мы увидим здесь появление многих других интересных проектов.