Александр Поповский: «Нейро» — это шаг в сторону поиска будущего

Yandex запустил двуязычный сервис «Нейро» в Казахстане

Фото: архив пресс-службы

На стадионе «Медеу» в Алматы состоялся фестиваль технологий Yandex Qazaqstan Day. На мероприятии компания представила ряд новинок, с которыми гости могли сразу познакомиться в интерактивном формате: умную колонку с Алисой, владеющую одновременно казахским и русским языками, новую модель электровелосипеда для курьеров, робота-доставщика, премиальные сервисы Ultima в приложении Яндекс Go, открытую для всех облачную платформу Yandex Cloud, а также «Нейро». По словам представителей компании, он способен вывести поиск на новый уровень, быстро предоставляя пользователям ответы на сложные вопросы на казахском или русском языках.

Yandex представил ряд новинок
Фото: архив пресс-службы

Об особенностях нового продукта мы поговорили с Александром Поповским, директором по развитию «Поиска» в Казахстане.

Александр, на Yandex Qazaqstan Day казахстанцам презентовали новый продукт поисковый сервис «Нейро». Как вы считаете, отвечает ли он требованиям поисковых систем будущего?

- «Нейро» — это точно шаг в сторону будущего. Еще буквально несколько лет назад мало кто знал про генеративные «нейросети», а сегодня искусственный интеллект стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. «Нейро» — это тот инструмент, который построен как раз на таких технологиях, позволяющих сделать использование поиска еще более простым, удобным и эффективным.

Многие из нас сталкивались с тем, что иногда сложно найти в интернете действительно полезную информацию, поскольку сначала надо правильно сформулировать вопрос, а иногда еще и несколько раз уточнить его. Подобным образом можно пролистать десятки страниц, так и не получив нужного ответа. И если на простые вопросы вроде: «В каком году родился Абай?» или «Какой город является столицей Австралии?» мы легко можем получить искомый ответ, то в случаях, когда сначала необходимо проанализировать, а затем обобщить информацию из нескольких источников, процесс может затянуться.

Наш сервис «Нейро» меняет правила игры. Он анализирует всю имеющуюся в сети информацию на данный момент и предоставляет ответ. Например, он может составить для вас список мероприятий, которые вы могли бы посетить в ближайшие выходные, со ссылками на все источники для более подробного ознакомления.

Какие ключевые технологии легли в основу разработки «Нейро»?

- «Нейро» объединил в себе возможности нашей поисковой системы и генеративных «нейросетей», чтобы дать пользователю возможность вводить поисковый запрос так, как он приходит в голову или как будто мы общаемся с другим человеком. Кроме того, теперь есть возможность осуществлять поиск по картинке: если вы загрузите фото пляжа и спросите, где подобное место можно найти на побережье Каспия, то получите несколько полезных советов. Я считаю, что благодаря этим новациям у нас получилось создать самую современную и удобную генеративную систему поиска.

Чем этот сервис отличается от популярных в последнее время чат-ботов и инструментов GPT с искусственным интеллектом?

- Главное отличие состоит в том, что чат-боты попросту не могут предоставить действительно свежую информацию. Для обучения генеративных сетей, таких как YandexGPT (и аналоги), собирается огромный массив данных, на который чат-боты и опираются при формировании ответа на ваш вопрос. При подборе данных для обучения важен их объем, качество, разнообразие и достоверность, но не обязательно свежесть данных.

В результате актуальность данных постепенно утрачивается — бывает, что «Нейро» сети пользуются информацией девятимесячной давности. «Нейро», в свою очередь, при каждом запросе осуществляет поиск в интернете, а потому результаты отражают самые новые и релевантные сведения. Поэтому «Нейро» может подсказать результат прошедшего накануне футбольного матча, тогда как обычной «нейросети» бессмысленно даже задавать такой вопрос, ведь она сможет дать правильный ответ лишь спустя какое-то время.

Что вдохновило вас на создание сервиса «Нейро» на казахском языке?

- Мы придаем большое значение развитию поисковых сервисов для наших пользователей в Казахстане. В то же время мы заметили растущую популярность казахской культуры, все большее желание людей сохранять свои традиции и родной язык. По статистике, еще несколько лет назад всего 50% школьников обучались на казахском языке, тогда как в прошлом учебном году этот показатель вырос до почти 70%. Исходя из этих цифр, мы можем сделать вывод о развитии тренда на интерес к казахскому языку и его долгосрочном характере.

Мы в «Яндекс Поиске» с прошлого года сфокусировались на разработке продуктов именно на казахском языке, достигнув в этом значительных успехов. Например, первыми в мире внедрили в наш поиск быстрые ответы на казахском языке, которые появляются прямо под поисковой строкой и экономят время. Сейчас в Казахстане каждый пятый запрос обрабатывается быстрым ответом.

Кроме того, мы перевели примерно 15 миллионов онлайн-документов, чтобы они были доступны и на казахском языке в поисковой системе «Яндекса». Мы сделали так, чтобы «Алиса» заговорила на казахском языке. Наконец, стал реальностью «Нейро»-сетевой перевод видео на казахский язык в режиме реального времени и казахоязычный онлайн-переводчик. В итоге мы видим, что сегодня свыше 15% запросов в нашей поисковой системе вводятся на казахском языке, и этот показатель продолжает расти. Соответственно, растет и наш интерес к новым проектам для столь лояльной аудитории, так что было лишь вопросом времени, когда «Нейро» начнет понимать казахскую речь.

Как «Нейро» обрабатывает запросы на русском и казахском языках?

- Алгоритм простой: сперва вы задаете сервису «Нейро» любой вопрос на любом из этих двух языков, а затем «Нейро» передает запрос поисковой системе «Яндекса». После получения результатов сервис ранжирует их по релевантности, изучает за вас содержание каждой из этих страниц, выбирает оттуда самые важные факты и потом обобщает это в едином тексте со ссылками на все источники.

В процессе внедрения сервиса «Яндекс» наверняка собрал обширную статистику. Какие вопросы чаще всего задают пользователи в Казахстане?

- Я уже упоминал категорию простых вопросов, которые легко обрабатывает любая поисковая система: поиск исторических дат и событий, краткого содержания литературных произведений и фамилий любимых актеров – эта категория популярная не только в Казахстане, но и в любой другой стране. Для «Нейро» мы, наоборот, тренировались на запросах, когда требуется тщательно проанализировать большой объем данных. Например, когда необходимо вчитываться в документы, выбирать наиболее актуальные и полные из них, а также когда изначальный вопрос пользователя требует корректировки. Обычно системе требуется работать с различными списками, инструкциями, последними данными в какой-то области знаний или последними научными достижениями. В итоге у нас получилось сделать так, чтобы «Нейро» был способен переработать весь содержащийся в сети объем информации и предложить его вам уже в готовом виде.

Как удалось обеспечить актуальность информации, предоставляемой «Нейро»?

- Новостные ленты информационных агентств и социальные сети пополняются публикациями о произошедших событиях, и нам нужно успеть моментально проиндексировать новые сведения. Кроме того, чтобы информация появилась в базе поиска, требуется обработать ее, фильтруя спам и иные ложные источники. Сделать все это и таким образом поддерживать актуальность базы данных нам помогают наработанные годами уникальные алгоритмы «Поиска Яндекса».

Сервис встроен в поисковик
Изображение: архив пресс-службы

Чтобы пользоваться этим сервисом, обязательно иметь подписку «Яндекс» или умное устройство с «Алисой»?

- Нет, достаточно войти на страницу yandex.kz. Там вы сможете включить «Нейро» и получать ответы на любые вопросы.