Три беды KEGOC: Алмас Чукин о предстоящем размещении акций компании

30169

Экономист анализирует ситуацию с электроснабжением Казахстана и предлагает пути решения проблем

ФОТО: pixabay.com

Вышло объявление о предстоящей продаже 5% акций KEGOC. 99% казахстанцев не объяснят, что это за название компании и чем она занимается. Kazakhstan Electricity Grid Operating Company, или, в официальном (неправильном) переводе, «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями».

В очень упрощенном виде, KEGOC владеет магистральными высоковольтными сетями республиканского, межобластного уровня, кое-где и областного уровня. Ниже уровнем идут компании поменьше, вплоть до тех, которые работают с индивидуальными потребителями.

KEGOC в целом очень хорошая компания, которая все эти годы неплохо управлялась и имела относительно стабильное финансовое положение. Но, с точки зрения страны, компания находится в очень незавидном положении и не соответствует задачам. С этой стороны всё очень неважно. Объясняю. У KEGOC как коммерческой компании есть три большие беды, с которыми что-то надо делать.

Во-первых, KEGOC как транспортная компания по передаче электричества вроде как имеет понятный мандат. Но при этом KEGOC еще и центральный диспетчер, управляющий балансом электроэнергии всей страны. И за это она не получает дивидендов, но имеет огромную власть и ответственность. Получается, что у нее две «шляпы», и тут зашит конфликт. В одних случаях она надевает одну «шляпу», и вперед выходит коммерческий интерес «транспортной» компании. В других — она может стать «регулятором». А еще она может и регулировать в сторону своих коммерческих интересов. И тут никто не виноват, система так настроена. И так быть не должно, но пока работает.

Во-вторых, еще больше искажения вносит «единый» тариф. Кто-то когда-то решил, что потребители должны платить примерно одинаково по всей стране. Ведь генерация у нас в основном на севере, а потребление – половина на юге. И установили одну цену на передачу, хоть вы из Экибастузской ГРЭС в город Экибастуз гоните электричество, хоть в Туркестан – цена одна, она не зависит от расстояния.

Что делает коммерческая компания при таком тарифе? Представьте такси по фиксированному тарифу. Все таксисты будут стараться брать пассажиров на близкие расстояния, кому охота ехать полдня за те же деньги?

Чтобы не утомлять ФБ экономикой, просто скажу, что это антиэкономика и антинародная политика. Дело даже не компании. При таком формировании доходов для компании любые большие проекты на большие расстояния заведомо убыточные.

В-третьих, самая главная проблема – это сам KEGOC и государственное регулирование тарифов. Что я хочу сказать? Компания сама по себе маленькая в финансовом плане. Все ее активы чуть меньше триллиона тенге, или $2 млрд. За прошлый год от деятельности они заработали 216 млрд тенге ($450 млн), и после вычета затрат осталось всего 27 млрд прибыли ($57 млн), которые после корректировок вылились в общий убыток 52 млрд тенге (-$110 млн). Даже если бы прибыль в $50 млн долларов осталась, такую компанию банки отказались бы финансировать на большие проекты в сотни миллионов долларов. А задачи, стоящие перед страной в области электрификации, тянут на миллиарды. Высоковольтная линия в 500 киловольт стоит $300-400 тысяч один километр, не считая подстанций. То есть каждые 100 км – это $30 млн. А если тысяча километров?

За эти годы, по сути, из стратегически важных были построены две линии Север – Юг и больше ничего. Запад как не был соединен с остальным Казахстаном, так и остался. Аварии последних двух месяцев показали, что надеяться не на что, никакого бэкапа с центром у Запада нет. Спасает пока только наследство СССР в виде мощных линий на РФ. Соединения с Китаем нет, и Юг, как показала авария прошлого года, тоже беззащитен. Советское центральноазиатское кольцо каким было, таким и осталось, только состарилось.

Но это еще задачи поддержания статус-кво. А ведь надо идти вперед, строить опережающими темпами генерацию по всей стране (речь идет о 15-20 гигаваттах до 2040 года), а на какие провода ее вешать? А смарт-грид («умные» модернизированные сети электроснабжения, которые могут автоматически повышать свою эффективность, надежность и экономическую выгоду – F), а также устойчивость производства и распределения электроэнергии? А электромобили где и как заряжать?

В общем, выход из этой ситуации непростой, но надо решаться. Путей может быть два. Один – государство должно убрать из KEGOC диспетчерскую. После этого надо или собрать всё что можно, накачать кредитными деньгами, поставив госгарантии и долгосрочные инвестиционно привлекательные тарифы с учетом реальности, и создать мощную национальную электросеть с большими планами и большими ресурсами. Либо оставить KEGOC как он есть, и кусками разные важные участки, где необходимо развитие, отдать в концессию инвесторам, опять же создав привлекательные финансовые условия. Будет тогда у нас не один, а 3-5 «кегоков».

А пока не советую покупать эти акции с непонятным будущим.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить