Санжар Бокаев: как возродить доверие к выборам в Казахстане

194440

Группа экс-кандидатов в депутаты провели дискуссию о том, какие изменения необходимы для построения независимой избирательной системы

Санжар Бокаев
Санжар Бокаев
Фото: личный архив

19 марта 2024 года исполнится год с прошедших выборов депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней. Они отличились самой низкой явкой за всю историю Казахстана и запомнились, пожалуй, большим количеством нарушений выборного законодательства. Международные наблюдатели, в частности Миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ, отрицательно оценила подсчёт голосов на 58 из 128 наблюдаемых избирательных участках.

Избирательная система с элементами фальсификации закладывает огромные риски для страны, поскольку ставит под удар легитимность самой власти; развивает политический нигилизм и отчуждение граждан. С другой стороны, в глубине общественных отношений зреет движение встречной тектоники - запрос на участие в жизни страны, который так или иначе найдет свой выход. Но, вероятнее всего, при отсутствии честной избирательной системы такой выход энергии уже будет носить не конвенциональный характер.

Главным предохранителем от случайного самострела в управлении страной является доверие общества к институтам власти. И это доверие, в первую очередь, формируют справедливые и честные выборы.

В этой связи группа кандидатов в депутаты из числа самовыдвиженцев (Мурат Адам, Шолпан Бертисбаева, Альнур Ильяшев, Арайлым Назарова, Батыр Адайбаев, Акеркин Ералиева и другие) по инициативе автора этой статьи провели дискуссию о том, какие изменения необходимы для построения независимой избирательной системы. И в данной статье представлены обобщенные оценки уже реализуемых норм законодательства, а также инициатив, направленных на его совершенствование. По сути, эти оценки могут быть рассмотрены как результат экспертного опроса, где в качестве экспертов выступили восемнадцать граждан, выдвигавших свою кандидатуру на прошедших парламентских выборах в Алматы в качестве самовыдвиженцев, прошедших все регистрационные этапы и участвовавших в предвыборной гонке.

Обязательная аккредитация для наблюдателей

Доминирующая часть участников исследования из числа кандидатов в депутаты выступили против законодательно закрепленной в ЦИК обязательной аккредитации для наблюдателей (75%).

Главным аргументом против этого положения является то, что регулирование аккредитации ЦИК может отразиться на том, что неугодные властям общественные организации не получат аккредитацию. А вот другие важные аргументы против аккредитации наблюдателей:

  • данное положение и в целом законодательство защищает только интересы организатора — ЦИК, и не обеспечивает в равной степени защиту интересов других сторон;
  • осуществлять наблюдение за ходом голосования должно быть правом каждого человека и любой общественной организации;
  • критика ЦИК при данном положении дел может влиять на лишение аккредитации наблюдателей на следующие выборы, то есть, по сути, влечет за собой риск потери их настоящей независимости.

Введение государственного аккредитатора противоречит самому смыслу наблюдений за выборами и фактически уничтожает институт независимого наблюдения. Наоборот, в Казахстане необходимо усилить права и полномочия наблюдателей. И в этом отношении, как минимум, исключить в законодательстве норму о том, что только председатель избирательной комиссии вправе вызвать полицию и выдворить наблюдателя с участка. При этом наблюдатель не может вызвать полицию в случае нарушения его прав. В частности, эксперты указывали, что на прошлых выборах имели место факты, когда наблюдателей выгоняли с избирательных участков при помощи полиции, если они фиксировали нарушения и требовали исполнения норм закона.

Обеспечение прозрачности и контроля за проведением выборов

Одной из главных претензий, связанных с проведением выборов в Казахстане, является проблема, связанная с прозрачностью и контролем за проведением самих выборов.

В числе необходимых изменений, по мнению экспертов, должна быть немедленная публикация сканированной версии протоколов голосования с каждого участка. Речь идет о введении обязательства ЦИК и ТИК (центральная и территориальные избирательные комиссии — F) публиковать на сайте детализированные результаты голосования по каждому избирательному участку (с копией протокола) сразу после определения итогов голосования и заполнения протоколов (не позднее 3:00 часов следующего дня после закрытия избирательного участка). Протокол, подписанный всеми членами комиссии и наблюдателями, должен тут же при всех сканироваться и публиковаться на сайте ЦИК в ячейке конкретного избирательного участка.

Кроме того, кандидаты в депутаты прошлых выборов считают необходимым обеспечить доступность протоколов с результатами голосования и другой информацией по запросу наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и самих кандидатов на участках, в ТИК и ЦИК. Эксперты подчеркивают, что нарушение этого права должно влечь административную ответственность для ТИК и избирательного участка независимо от того, что они не являются юридическим лицом, а также в отношении самого председателя этих комиссий. Автор этой статьи являлся кандидатом в депутаты Мажилиса по 4 округу Алматы. Тогде при наличии 90% протоколов, которые подтверждали мою неоспоримую победу, мне не удалось получить от ЦИК и ТИК недостающие 10% протоколов. ЦИК отказывал в запросе предоставить копии протоколов, хотя они должны были вывешиваться на каждом участке (чего сделано не было). Я обратился в суд с требованием обязать ЦИК предоставить недостающие протоколы.

Суду были представлены копии 173 протоколов, а также ссылка на Google-таблицу и Exell, в которых посчитана сумма всех голосов по каждому кандидату. Санжар Бокаев тогда набрал 7 651 голос, а Ерлан Стамбеков, ставший депутатом, 5 931 голос. Огромный отрыв от ближайшего соперника подсказывал, что недостающие 10% протоколов никак не изменят полученные результаты. Реальный статистический прогноз по недостающим участкам сложился бы следующим образом: Бокаев – 9 078, Стамбеков – 7 037. Однако очень удивили официальные результаты ЦИК по данному округу — уверен, что они были значительно завышены, видимо, за счет «нарисованной» явки. Так, Ерлану Стамбекову непонятно откуда добавилось ровно 9 999 голосов (см. таблицу).

Однако несмотря на наличие доказательств моей победы на выборах суд отказал в удовлетворении элементарного требования предоставить недостающие копии протоколов.

Фото- и видеофиксация

В числе предложений экспертов, направленных на совершенствование выборного законодательства в части прозрачности и контроля за выборами, - обеспечение беспрепятственного наблюдения за избирательным процессом на всех стадиях, включая фото-, видео- и аудиофиксацию на всех избирательных участках.

Не менее важным требованием, по мнению экспертов, является хранение видеозаписей, а также избирательных документов с каждого избирательного участка в течение трех лет, что, как указывают эксперты, вызвано сроками прохождения всех внесудебных и судебных инстанций, в том числе Конституционного суда. Показательна ситуация, связанная с тем, что судебные дела по прошедшим выборам еще продолжаются, тогда как протоколы и бюллетени, которые предусматривают хранение указанных документов в течение одного месяца, согласно действующему законодательству уже уничтожены.

Формирование ЦИК и ТИК

Другим важным направлением по совершенствованию выборного законодательства является обеспечение нейтральности Центральной избирательной комиссии. В этом направлении эксперты видят необходимым внедрение нескольких изменений. Одно из них - снять с президента полномочия по формированию ЦИК. Одним из решений в этом ключе, по мнению экспертов, могло бы стать избрание председателя ЦИК в рамках парламентских выборов путем всеобщего голосования.

Далее эксперты считают необходимым изменить порядок формирования территориальных и участковых комиссий. Речь идет о том, что в составе избирательных комиссий (от участковых до ЦИК) не должно быть представителей государственных органов и организаций. Избирательные комиссии, по мнению экспертов, должны состоять исключительно из представителей гражданского общества, открытого списка граждан (добровольцев) и юристов (правовых консультантов и адвокатов), которые будут отобраны путем жеребьевки и после обучены независимым учебным заведением с учетом международных стандартов по проведению демократических выборов. Этот шаг, по мнению экспертов, позволит, в том числе, профессионализировать избирательные комиссии и гарантировать честный подсчет голосов.

Также было высказано предложение о том, что из бюджета должны выделяться средства для оплаты труда членов комиссии.

В числе других предложений, высказанных экспертами в части реформирования выборного законодательства: пересмотр ограничений, налагаемых на право баллотироваться на выборах; введение выборности акимов городов всех уровней в рамках парламентских выборов; внесение изменений в отношении регистрации политических партий. Так, эксперты предлагают исключить требование о необходимости письма-подтверждения от Минюста для проведения съезда. Эксперты отмечают: вследствие того что его не выдают под разными предлогами, невозможным становится проведение съезда партии и, соответственно, ее создание.

Пройдя весь путь регистрации, агитации и дальнейших судебных разбирательств, участники исследования также дали детальные рекомендации относительно того, какие изменения должны быть внесены в агитационный процесс, а также обратили внимание на недобросовестную конкуренцию со стороны кандидатов на одномандатные округа со стороны политических партий, потому были единогласны во мнении о необходимости запретить членам партий регистрироваться в качестве самовыдвиженцев.

Принципы формирования

  • Выборы в маслихаты необходимо проводить исключительно по мажоритарной системе.
  • Формирование Мажилиса должно осуществляться на паритетной основе: 50% по пропорциональной системе и 50% путем самовыдвижения.

Пересмотр ограничений, налагаемых на право баллотироваться на выборах

  • Убрать требование о том, что право участвовать в президентских выборах имеют чиновники с пятилетним стажем госслужбы.
  • Убрать требование о месте постоянного проживания в отношении кандидатов в президенты, Сенат и Мажилис, маслихаты.
  • Ввести выборность акимов городов всех уровней в рамках парламентских выборов.

Изменения в отношении политических партий

  • Считать съезд партии состоявшимся в случае участия в его работе не менее 2/3 от числа инициативной группы.
  • Ввести норму о возможности участия онлайн в работе первого учредительного съезда партии.
  • Убрать норму о государственном финансировании политических партий, прошедших в парламент.

Также эксперты считают необходимым запретить проведение встреч с избирателями в школах и колледжах во время учебного процесса.

Кроме того, в числе необходимых изменений названо увеличение сроков регистрации для кандидатов в депутаты, а также возможность для кандидатов исправить выявленные ошибки, чтобы продолжить участие в выборах.

Вот такие изменения выборного законодательства предложены экс-кандидатами в депутаты Мажилиса и маслихат Алматы. Все они несложные и способны возродить доверие к выборам.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить