Почему гендерно нейтральный финтех не работает для женщин

22544

Нам предстоит пройти ещё долгий путь в процессе вовлечения женщин в финансовые технологии

Фото: © Depositphotos.com/Dmyrto_Z

Финансовые технологии (финтех) часто называют мощным фактором, способствующим расширению доступа к финансовым услугам. За последние несколько лет финтехиндустрия позволила значительно расширить доступ к финансовым услугам, включая цифровые сбережения, кредиты, страхование, платежи и денежные переводы, для ранее недостаточно обслуживаемых групп населения. Но когда речь заходит о вовлечении женщин, нам предстоит пройти еще долгий путь.

Чтобы выяснить, как финтехкомпании выполняют обещания по расширению доступа женщин к финансовым услугам и какие методы работают, мы обратились к экспертам отрасли. Новое исследование Международной финансовой корпорации (IFC), основанное на опросе 114 финтехкомпаний из 17 стран, отражает их мнение. Выводы показательны.

Хотя 59 % финтехкомпаний, включенных в исследование, собирают данные о клиентах с разбивкой по полу, только 32% компаний используют эту информацию для разработки и предоставления финансовых услуг для женщин. Вместо этого компании, как правило, используют «гендерно нейтральный» подход, который напрямую не затрагивает вопрос о том, как охватить женщин в масштабах компании. Возможно, поэтому не стоит удивляться тому, что в большинстве финтех-кредиторов женщины составляют менее 25% их бизнес-клиентов.

Парадоксально, но отчет также показал, что руководители большинства финтехкомпаний считают женщин ценными клиентами: более лояльными, менее рискованными и с лучшими показателями возврата кредитов по сравнению с мужчинами. Результаты исследования IFC подтверждают эту оценку: хотя лишь небольшой процент опрошенных финтехкомпаний адаптирует продукты и услуги для женщин, большинство из них (63%) утверждают, что женщины создают более высокую пожизненную стоимость клиентов, чем мужчины.

Эти компании могут послужить ценным примером для других. Например, колумбийский цифровой кредитор Juancho Te Presta: осознав, что у женщин выше процент одобрения кредитов и ниже процент просрочек, он стал использовать анализ данных для адаптации продуктов и условий кредитования с учетом потребностей и предпочтений женщин. Например, в экспериментальном порядке были разработаны кредитные продукты только для женщин, которые позволили сократить расходы на рассрочку примерно на 15%.

Аналогичным образом компания mfarmPay – финтех, работающий в Гане и Кении, – заметила, что женщины-фермеры лучше выплачивают кредиты и что их участие в сельском хозяйстве со временем становится более постоянным, чем у мужчин, которые могут переключиться на другие виды деятельности. Поэтому компания начала учитывать гендерные факторы наряду с геоданными в кредитном скоринге, тем самым сокращая разрыв в кредитовании между финансовыми учреждениями и мелкими фермерами. Присутствие женщин в руководящем составе mfarmPay помогает компании выявлять гендерные ограничения и учитывать их при разработке дизайна и характеристик продукта.

Индийская компания Indifi выдает небольшие краткосрочные займы, чтобы помочь женщинам, возглавляющим микро-, малые и средние предприятия, создать кредитную историю. Египетская финтехкомпания разработала решение для мобильных кошельков, которое позволяет безопасно и мгновенно доставлять ежемесячные социальные переводы, помогая женщинам экономить время и расходы на дорогу, а также избегать возможных преследований.

Существуют также финтехкомпании, которые используют альтернативные источники данных для создания кредитных историй женщин-клиентов. Другие компании наряду с финансовыми услугами предоставляют женщинам обучение цифровой грамотности и ведению бизнеса, нанимают когорты агентов, различающихся по гендерному признаку, и сотрудничают с телекоммуникационными компаниями для предоставления целевых финансовых услуг женщинам-фермерам. И все же в целом финтехиндустрия по-прежнему упускает возможность ускорить процесс вовлечения женщин в финансовую жизнь.

Бизнес-цель очевидна. Женщины представляют собой огромный сегмент рынка с растущей экономической и социальной мощью. Кроме того, они, как правило, демонстрируют более высокую лояльность клиентов, более высокую финансовую дисциплину, лучшие показатели по кредитам и более надежные вклады. Вовлечение женщин в финансовую сферу ведет к созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда и ускорению роста ВВП. Существует даже связь между вовлеченностью женщин и принятием деловых и инвестиционных решений с учетом климатических факторов.

Когда дело доходит до понимания, оценки и инвестирования в вовлечение женщин, финтехиндустрия движется недостаточно быстро. А скорость очень важна: без резкого ускорения процесса вовлечения женщин в финансовую жизнь гендерные предубеждения могут стать жестко закодированными в цифровой индустрии финансовых услуг.

Хорошая новость заключается в том, что финтех, будучи относительно молодой отраслью, все еще может внедрить гендерную инклюзивность в свою разработку и предоставление услуг. Как показывает наше исследование, ряд финтехкомпаний уже раскрыли потенциал гендерно инклюзивного дизайна. Это должно стать нормой, а не исключением.

Эммануэль Ньиринкинди, вице-президент по межсекторным решениям Международной финансовой корпорации

Джессика Шнабель, глобальный руководитель направления «Банковские услуги для женщин» Международной финансовой корпорации

© Project Syndicate 1995-2024

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить