Нужна ли Казахстану деколонизация?

28435

И должно ли государство поддерживать проекты, направленные на поиск национальной идентичности и изучение последствий колониализма

ФОТО: pixabay.com

Поставить точку на прошлом и идти дальше — или сначала выяснить, откуда мы идем и только потом двигаться вперед? Если упрощать, то именно такую альтернативу обсуждали эксперты на дискуссии «Постколониальность в Казахстане: поиски нашей идентичности», состоявшейся онлайн 23 августа.

Расстрел помидорами

В анонсе к обсуждению значилось: «Дискуссия о деколонизации в Казахстане вышла из академических кругов и привлекает к обсуждению самые широкие аудитории. Учёные отмечают, что деколонизация способствует развитию национальной идентичности и самоопределения. Обсуждение этой темы помогает людям осознать свою историю, культуру и язык, а также укрепляет чувство принадлежности к своей нации. Это важно для формирования здорового и устойчивого общества. С другой стороны, в самом обществе очень сильны страхи и стереотипы о деколониальных и постколониальных процессах». Организаторы общественных обсуждений Civil Kezdesu (в рамках проекта и проходила дискуссия) поставили перед приглашенными спикерами несколько вопросов, в том числе — как государство способствует поискам идентичности нации и должно ли оно вообще этим заниматься?

В начале встречи всем участникам и слушателям предложили назвать три слова, с которыми у них ассоциируется национальная идентичность. Выяснилось, что чаще всего в ответах встречались слова «язык», «ортақ құндылық» («общие ценности») и «өзіңнің кім екенінді тану» («знать, кто ты»).

Спикеры дискуссии использовали другие понятия. Так, политолог Алибек Алденей считает, что идентичность — это ассоциирование себя с государством, когда люди связывают свое историческое прошлое и свое будущее с этим государством. А депутат мажилиса от партии «Аманат» Айдос Сарым уверен, что «каждое поколение будет само определять, что такое идентичность, кем она должна формулироваться, кто является ее главным оператором».

- Вокруг этого в ближайшие годы будут выстроены общественные дискуссии. Это тема бесконечная, и я бы, честно говоря, расстреливал бы людей, которые сегодня говорят о национальной идее, национальной идентичности, - заявил Айдос Сарым и после паузы добавил: - Помидорами.

Колониальность в головах

От поиска определения идентичность эксперты перешли к разбору колониальности и деколонизации. Отметив, что колонизация — это «физический» процесс, «завоевание», а колониальность — ментальный, связанный с восприятием, социальный антрополог Эльмира Какабаева отметила, что в Казахстане юридически процесс деколонизации прошел, идет процесс формирования национальной идентичности, но «колониальная ментальность продолжается и присутствует в выборе, который мы делаем».

- Колониальность — это всё, что присутствует в общественном, ментальном поле после деколонизации. Например, западное образование считается лучшим, чем местное, - пояснила она.

Практически все участники дискуссии согласились с тем, что деколонизация — это обязательный процесс, и общество должно это понимать.

- Обсуждение этой темы - наша обязанность. Это связано не только с научными исследованиями, но и с личными переживаниями каждого человека. Даже если государство является независимым, есть вещи, которые никуда не деваются и влияют на все — культуру, искусство, экономику, финансы, - убежден историк Жар Залдыхан. - Понимание причины этого, понимание, как это произошло, выводы, проблемы, которые с этим связаны, — все это нужно обсуждать. На это уйдет много времени, но это нужно делать.

С Залдыханом согласился независимый исследователь Галым Жусипбек, который тоже считает, что необходима прежде всего деколонизация мышления.

- Самый эффективный способ, чтобы человек объяснял человеку, что такое колонизация - это издевательство надо языком, культурой; внушение чувства, что ты гражданин второго сорта, - сказал он.

Жусипбеку возразил Айдос Сарым. По его мнению, «основная тяжесть [деколонизации] должна ложиться на плечи историков, ученых, а не уходить в эмоциональную сторону». Кроме того, очень важна официальная позиция государства, высказал свое мнение медиаэксперт Ержан Сулейменов,

- В выступлениях современных политиков темы колониальной политики в Средней Азии не услышишь, - привел он пример.

Однако у точки зрения Сулейменова тоже оказался противник — Алибек Алденей.

- Мы процесс деколонизации проходим на протяжении 30 лет. Мне кажется, нам уже надо перестать говорить о последствиях колониальной политики, надо брать старт с текущего и идти дальше. Риторика и в обществе и у экспертов постоянно возвращается к одному: языку, культуре, ментальности, тому, что мы потеряли какие-то особенности, - сказал он. - Для нас сейчас важнее сказать, какими мы хотим быть. Если мы хотим состояться как государство, самое главное - конкурентоспособные качества нашей нации. И здесь я не вижу смысла делить общество на национальности, поскольку все граждане страны заинтересованы в том, чтобы страна была успешной. На всем, что связано с прошлым, надо поставить жирную точку и двигаться вперед.

- Я об этом слышу давно — «давайте поставим точку, забудем и куда-то пойдем». Куда пойдем, откуда мы будем идти? - выслушав коллегу, задалась вопросом деколониальная практикесса, экоартактивистка Айгерим Капар и сама на него ответила: - Это так не работает. Без переосмысления прошлого, без осмысления своей личной истории, без принятия самого себя как достойной, заслуживающей чего-то там, мечтающей [личности] достичь деколонизации будет гораздо сложнее. И чем быстрее будут проходить процессы деколонизации в обществе, тем быстрее мы будем в том будущем, о котором говорит Алибек.

- Айгерим, а что мешает вам лично? - поинтересовался Айдос Сарым.

- Я веду деколониальные образовательные программы с 2017 года, и мешает то, что очень мало финансирования, чтобы проводить проекты, очень мало финансовой поддержки, - ответила Капар.

Ночной сторож

Однако государство разрабатывает программы (в частности «Мәдени мұра», «Туған жер») и дает средства на проекты, периоды колонизации отражен в учебниках - вступил в спор на стороне Алденея научный секретарь Национального музея РК Саялбек Гиззатов, который тоже считает, что не стоит бесконечно обсуждать тему колониализма.

- Хотя государство напрямую не говорит о деколонизации, но политику оно проводит, продвигает национальную историю, национальную культуру, национальное искусство - это тоже очень важно. Я думаю, не совсем правильно корочки срывать с затягивающейся раны, - сказал он.

Идет оцифровка архивов, в том числе документов времен голода (Ашаршылыка), подхватил тему Айдос Сарым, готовится новый семитомный учебник истории Казахстана, где будет отражено «консенсусное мнение» ученых. Также, уверен депутат, что в ближайшие годы будет принят закон о жертвах репрессий, и «те исторические коллизии, которые были связаны с ХХ веком, мажилис закроет».

- Остальное зависит от нас самих. Мы уже прошли период, когда кто-то должен кого-то обвинять. Нет такого, что власть хочет какую-то тему замять. Я уверен, что власть входит в ту стадию, когда она более эмпатична, Все люди могут найти свое место и свою позицию. Мы все на одной доске, - провозгласил Сарым.

Однако оппонентов депутата эти доводы не убедили. Как объяснил Жусипбек, «человек может эффективно работать и участвовать в общественной жизни только тогда, когда он здоров, когда он исцелен от травмы».

- Если мы возьмем казахское общество, то Ашаршылык — это огромная травма. Это не для того, чтобы пожалеть себя или вызвать жалость у других. Это для того, чтобы восстановиться от травмы, излечиться и потом уже делать свой вклад в общество, - сказал он.

Подводя итог дискуссии, Ержан Сулейменов отметил:

- Нам нужно найти путь, чтобы и разобраться в прошлом, и посмотреть в будущее. Я считаю, что государство не должно здесь занимать позицию ночного сторожа, невмешательства, хотя бы в плане финансовой поддержки проектов. Приятно слышать, что государство поворачивается к людям, проявляет эмпатию, но хотелось, чтобы были какие-то реальные шаги, чтобы казахстанцы в это поверили. Потому что сегодня много недоверия новой власти, может, потому что у нас слишком большой старый опыт и мы не можем сказать: мы все забыли и начнем все сначала.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube