Новый закон для блогеров: как он повлияет на «влияющих»?

57840

11 сентября 2023 года вступил в силу новый Закон РК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», который регулирует правоотношения в цифровом пространстве

Фото: © Depositphotos.com/tonefotografia

Закон непосредственно коснулся деятельности блогеров, онлайн-рекламы и поведения в социальных сетях. Закон вводит в правовое поле уже широко распространенные в обществе понятия, как инфлюенсер, спонсорский контент, таргетированная онлайн-реклама и другие. Кого коснется новый закон, какие ограничения он предусматривает и за что теперь несут ответственность блогеры – рассказывают эксперты.

Интерфейс на казахском языке

С принятием нового закона собственник соцсети должен обеспечить возможность использования интерфейса на казахском языке. Кроме того, собственник онлайн-платформы обеспечивает автоматический перевод и модерацию контента, а также возможность ознакомления с пользовательским соглашением и кратким изложением основных условий на казахском языке.

Регулирование онлайн-рекламы

Ранее в законодательстве не разделялись такие понятия, как «реклама» и «онлайн-реклама», но в то же время, не было требований, регулирующих онлайн-рекламу. Новый закон предусматривает требования по идентификации и маркировке онлайн-рекламы, обеспечение возможности идентифицировать таргетированную онлайн-рекламу, обозначение спонсорского контента.

То есть теперь спонсорский контент и таргетированная онлайн-реклама должны содержать обозначения, указывающие, что контент является онлайн-рекламой или спонсорским контентом, обозначения аккаунта пользователя или спонсора контента, разместившего онлайн-рекламу.

Закон также ввел понятие профайлинга - совокупности алгоритмов по определению предпочтений и интересов пользователей (известный еще как таргетинг по интересам). Понятно, что профайлинг является необходимым инструментом при определении аудитории, на которую будет направлена онлайн-реклама, но теперь

закон запрещаяет профайлинг, основанный на данных о расе, национальной принадлежности, политических взглядах, информации о состоянии здоровья пользователей, а также персональных или биометрических данных, позволяющих идентифицировать физическое лицо. Таргетированная онлайн-реклама также не должна распространяться на несовершеннолетних пользователей.

Статус инфлюенсеров

Закон также определил статус обычных пользователей онлайн-платформы и инфлюенсеров. Инфлюенсер (или блогер) – это пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформе, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности.

Инфлюенсеры (блогеры) являются пользователями онлайн-платформ, и они имеют права и обязанности такие же, как и пользователи онлайн-платформ.

Теперь деятельность инфлюенсеров (блогеров) относится к предпринимательской и регулируется в соответствии с положениями Предпринимательского кодекса. То есть теперь инфлюенсер должен регистрировать свою блогерскую деятельность в рамках закона. Также к нему теперь относятся иные сопутствующие законодательные обязанности, как, например, налогообложение этой деятельности.

Размещение и распространение изображаемого лица

В законодательстве Казахстана закреплено право на собственное изображение, согласно которому никто не вправе использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае его смерти – без согласия наследников. При этом законом введены исключения, когда не требуется согласие изображаемого лица при размещении и распространении контента, если:

  • изображаемое лицо присутствует или участвует в публичных мероприятиях;
  • контент содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также размещен, распространен самим лицом или его законным представителем в открытых источниках информации. Хотелось бы отметить, что согласно Закону «О персональных данных» в таком случае необходимо указывать ссылки на источник информации;
  • изображение используется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

В иных же случаях распространение контента с использованием изображаемого лица регулируется в соответствии с положениями законодательства.

Законный представитель онлайн-платформы

Теперь по закону онлайн-платформа на территории Казахстана должна иметь своего законного представителя, который будет взаимодействовать с уполномоченным органом - Министерством культуры и информации РК. И если раньше требовалось включать в реестр только представителей иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями, то новое требование применимо ко всем онлайн-платформам, среднесуточный доступ казахстанских пользователей которых составляет более ста тысяч в месяц. Это требование не распространяется на сервисы обмена мгновенными сообщениями, которые используются для внутрикорпоративных функций и к службам электронной почты.

Правилами ведения реестра предусмотрено, что онлайн-платформа может назначать законным представителем как физическое, так и юридическое лицо, также представителем может выступать как резидент, так и нерезидент РК.

На данный момент уполномоченный орган сообщает, что уже есть онлайн-платформы, предоставившие сведения о законных представителях в РК для включения в реестр.

Подача жалобы

Большинство онлайн-платформ предусматривают возможность подачи жалобы на контент или аккаунт пользователя, исходя из внутренней политики онлайн-платформы. По закону механизм и правила подачи жалобы определяются правилами онлайн-платформы, однако, собственник онлайн-платформы теперь ограничен сроком в 20 календарных дней для предоставления мотивированного ответа.

Ответственность при нарушении законодательства

Установлена административная ответственность при нарушении положений Закона о распространении онлайн-рекламы. В этой части Кодекс об административных правонарушениях был дополнен статьей 456-2:

Инфлюенсеры (блогеры) и обычные пользователи будут нести административную ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 250 МРП за размещение, распространение ложной информации.

Инфлюенсерам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации либо направления уведомления уполномоченному государственному органу также грозит штраф в размере от 15 до 150 МРП.

За распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, предусмотрена также уголовная ответственность.

Таким образом, административную ответственность будут нести те пользователи, которые распространяют недостоверную информацию, при этом, мы понимаем, что к распространению относятся и репосты публикаций, которые являются одним из основных инструментов распространения информации в социальных сетях. С возрастанием скорости распространения информации в социальных сетях и мессенджерах, а также недавней тенденции использования программ искусственного интеллекта, необходимым навыком является фактчекинг, который позволит избежать ответственности за распространение информации c целью умышленного введения в заблуждение, так и без таковой.

Заключение

Принятие нового закона является необходимой мерой в эпоху цифровизации для обеспечения безопасности пользователей, в первую очередь для защиты прав детей, борьбы с кибербуллингом, противоправным контентом, распространяемым в социальных сетях, но в то же время, это не должно стать инструментом цензуры и контроля информации и ограничения конституционного права на информацию. Эффективность Закона может быть оценена с прошествием некоторого времени, применением на практике механизма подачи жалоб, фиксации распространения недостоверной информации, и после привлечения к ответственности в случае нарушения законодательства.

Авторы:эксперты компании Deloitte в Казахстане Азиза Халикова и Балым Заетова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить