Казахстанские CEO – о том, что будет влиять на прибыльность их компаний в ближайшие десять лет

17328

Эксперты дали свои оценки

ФОТО: © Depositphotos.com/ruslan_batiuk

Одна из секций нового большого опроса казахстанских руководителей в CEO Survey 2023 посвящена факторам, которые окажут значительное влияние на прибыльность отдельных отраслей. Большая часть казахстанских опрошенных (71%) назвала здесь прорывные технологии, тогда как среди первых руководителей компаний мира их упомянули всего 49%. Более половины СЕО в Казахстане (62%) и в мире (53%) считают, что изменения в регулировании повлияют на доходность их отрасли в перспективе десяти лет. Почти одинаковая доля участников опроса у нас и в мире (54 и 56% соответственно) говорят о сильном влиянии на их бизнес изменений спроса и предпочтений со стороны клиентов. В вопросе о влиянии на отрасль перехода на новые источники энергии наблюдается заметная разница во мнениях: 37% мировых и лишь 19% наших CEO полагают, что этот фактор окажет влияние на прибыльность их отрасли.

Прорывные технологии, безусловно, окажут влияние на индустрию IT. По мнению главы qCloudy Нурбека Садыкова, они могут значительно повлиять на отрасль публичного облака в перспективе десяти лет. Например, квантовые компьютеры могут значительно ускорить вычисления и обработку данных, что может привести к кардинальному улучшению производительности и скорости работы облачных сервисов. Это также может дать возможность создания более сильных систем безопасности и защиты данных. А искусственный интеллект (ИИ) может помочь улучшить производительность и оптимизировать использование ресурсов в облаке. Руководитель Noventiq Анна Дю отмечает, что такие технологии, как ChatGPT, уже меняют мир и неслучайно Microsoft и другие IT-гиганты внедряют их у себя.

В той или иной степени о влиянии технологий на их отрасли говорят и представители других секторов. Так, вице-президент STADA по региону Евразия Арминас Мацевичус отмечает их роль в разработке вакцин и методов лечения от ковида. Глава Invictus Group Ильяс Исатаев считает, что ИИ позволит разработать виртуального тренера, который подберет подходящую фитнес-программу, поможет корректировать результаты.

«Прорывные технологии окажут большое влияние, я смотрю на это с точки зрения всех отраслей, в которых работает наша компания: майнинг, телеком, недвижимость, в некоторой степени авиация. Если говорить о телекоме и технологиях, то, несмотря на то, что у нас нет лицензии на использование 5G, есть много нереализованных возможностей, даже LTE можно разогнать до одного гигабита за счет нового оборудования, и эта скорость позволит применять совершенно другие продукты», – говорит генеральный директор ГК «Верный Капитал» Ерлан Оспанов.

Касаясь изменений в регулировании как фактора, влияющего на прибыльность бизнеса, глава Resmi Group Кайрат Мажибаев отмечает, что пришло время обновления региональной интеграции или создания «ЕАЭС 2.0». Фактически, считает он, это уже произошло после 24 февраля 2022 года, когда в Россию перестали импортировать многие продукты и технологии из развитых стран. «Сейчас большой поток параллельного импорта идет в Россию из Казахстана. Основные положения текущего ЕАЭС по факту уже изменились, изменился взгляд на перспективы создания региональной валюты, и нужна полная перезагрузка. Меняется роль и место Узбекистана, Казахстана, Армении. Меняется распределение труда на региональном рынке. В связи с этим сильно поменяется и регулирование», – уверен Мажибаев.

Чтобы оставаться успешным, современный бизнес обязан следовать в фарватере изменений спроса и предпочтений клиентов, особенно в отраслях, связанных с реализацией товаров и предоставлением услуг. CEO Magnum Cash & Carry Азамат Османов говорит, что в текущих реалиях его компания достаточно устойчива, потому что потребители с базаров в поисках лучшего опыта переходят в магазины современных сетевых форматов. «Данные показали, что в Казахстане не привита брендозависимость и суперлояльность к определенной сети, поэтому офлайн-направление будет продолжать работать над уникальностью своих предложений. Но хочу отметить цифровой спрос: каждый второй наш лояльный покупатель, сделавший более трех успешных покупок онлайн, перестает ходить в магазин формата гипермаркет», – делится наблюдениями Османов.

CEO Arbuz.kz Алексей Ли отмечает, что в последнее время растет спрос на фермерские продукты локального производства – этот тренд сложился на фоне нарушения цепочек поставок сначала из-за пандемии, а потом из-за войны. Аскар Байтасов, управляющий директор abr, рассказывает, что в ресторанном бизнесе потребительские привычки меняются постоянно и пока изменения идут в удобную для игроков сторону. Рынок растет, потребление еды вне дома и доставка готовой еды становятся трендом: она будет стоить дешевле и не требует времени и усилий на приготовление.

Алексей Хегай из TSPM. считает, что, говоря о привычках и предпочтениях, не стоит сбрасывать со счетов поколенческий аспект. Представители нового поколения чувствительны к своему мировосприятию. Они очень точечно подходят к выбору брендов, и, например, если узнают, что компания проводила испытания на животных, то просто вычеркивают ее для себя из списка существующих. Если прошлые поколения считали деньги, то современное более требовательно.

Традиционно болевой точкой казахстанского бизнеса является проблема дефицита рабочей силы и навыков. Глава «Маревен Фуд Тянь-Шань» Бернард Вавржин рассказывает, что в индустрии по производству продуктов быстрого приготовления достаточно редко можно встретить по-настоящему квалифицированных профильных сотрудников, технологов и производственников, которые сразу вливались бы в команду. Как правило, обучение и переподготовка занимают около года, и обидно, если сотрудник потом уходит в другую компанию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить