Воспитание чувств

4937

Один из ведущих продюсеров РК Арман Асенов рассказывает о том, кому выгодно снимать кино в Казахстане, и где проходит грань между творчеством и финансовой составляющей в процессе создания кинопродукции

Фото: Из личного архива

— Насколько помогает прокатному успеху казахстанского фильма участие голливудских или российских звезд?

— Имидж картины от участия в нем звезд, как российских, так и голливудских, повышается. Соответственно, растут и кассовые сборы. Однако не стоит думать, что все зарубежные актеры требует баснословных сумм денег в Казахстане. На своем примере могу утверждать, что когда начинаются переговоры, то суммы, запрашиваемые даже мировыми звездами класса А, вполне вменяемые. Гоша Куценко получает в России $10 тыс. за съемочный день, а в «Возвращении в “А”» он согласился сниматься всего за $3 тыс. Денис Никифоров также согласился сниматься за меньшие деньги, чем он получает в России.

Практика приглашать известных талантливых актеров и режиссеров существует во всем мире. Заметьте, какое огромное количество британских, австралийских, китайских режиссеров и актеров работает в Голливуде. Живой пример тому — наш Тимур Бекмамбетов. Но в Америке, кто бы ни снимал или ни снимался, они работают над фильмами, действие которых происходит в США.  В этом отношении мы просто следуем мировым тенденциям.

— Как часто бывают случаи, когда заказчики отказываются выделять дополнительные средства в бюджет картины?

— Очень часто бывают. Пример из моего опыта: была такая картина «Час волка», которая была снята полностью, но не хватило денег на стадии постпродакшн. Картина просто легла на полку.

Что касается тех случаев, когда средства заканчиваются во время съемок, то здесь очень удобна западная схема решения финансовых вопросов. В случае с фильмом «В ожидании моря» были изысканы причины, почему мы вышли за рамки бюджета, и страховая компания выделила нам средства для досъемок фильма.

В производстве национального кино ситуация сложнее. Тем не менее плановый отдел АО «Казахфильм» при подсчете сметы закладывает определенный процент от бюджета, который называется «финансовые риски». Делается это для того, чтобы хотя бы в сжатом варианте продукт можно было выпустить.

— Насколько рентабельна страховка кинопроекта и какой процент от общего бюджета картины выделяется для страхования?

— На Западе страхование проекта — это обязательная часть процесса кинопроизводства. Страхуют от любых рисков — начиная с болезней актеров, режиссеров, съемочной группы и заканчивая страхованием пленки от повреждений. Что касается России и Казахстана, то наши страховые компании не занимаются страхованием кинопроектов.

— Многие частные компании сетуют на то, что аренда киносъемочного оборудования в Казахстане слишком дорогая…

— Года три-четыре назад аренда оборудования требовала огромных затрат, чуть ли не половину сметы. Сейчас же это все удешевляется, с учетом того что приходят новые технологии. И в процессе съемок самые большие траты приходятся на выплату заработной платы, командировочные расходы (если они имеются), транспортные вопросы, и небольшой процент всегда отводится на непредвиденные затраты.

— Учитывая, что большая часть казахстанских фильмов не окупается в прокате, то, соответственно, возникает вопрос: для чего производить продукт, не приносящий дивидендов?

— Прямой окупаемости нет, но есть масса побочных явлений. Во-первых, популяризация страны в мире, во-вторых, те деньги, которые тратятся в Казахстане на кино, получают наши граждане, которые кормят свои семьи, платят налоги.

Я думаю, что сейчас нам, чтобы сделать кино, окупаемое в нашей стране, нужно не только создавать свои фильмы, но и «затаскивать» в Казахстан крупные копродукционные проекты. В частности, на проект «В ожидании моря» было потрачено 3,8 млн евро. В проекте участвовало шесть стран, вложения от Казахстана были минимальными — примерно одна седьмая часть. Но все деньги были ввезены в Казахстан и потрачены здесь.

— Что необходимо для того, чтобы казахстанские картины приносили ощутимую финансовую отдачу в прокате?

— Не секрет, что основная аудитория кинотеатров это молодежь, люди до 35 лет, которые за последние 20 лет стали американизированными. То есть целое поколение зрителей мы потеряли. Сейчас мне кажется, что нужно воспитывать зрителя. Со школьной скамьи прививать вкус к отечественному кино. Во Франции, например, 11% от кассы кинотеатров идет на производство национальных фильмов. Французские телеканалы выделяют гранты на производство кино. Также кинотеатры до шести вечера показывают только французские фильмы.

Мы сейчас по примеру наших соседей из России планируем строить в небольших городах социальные кинотеатры, где будет демонстрироваться только отечественное кино.

Ну и, само собой, очень нужно вкладывать деньги в рекламу казахстанского кино. Общаясь с главой компании «Централ Партнершип» Марком Лоло, я узнал, что в России успешным считается тот фильм, который отбивает свой рекламный бюджет. Производственный не отбивает практически никто. Но сегодня деньги в кино стали более длинными, нежели раньше. Кинопрокат — это только первая ступень по возврату денег, есть продажи DVD и Blu Ray, продажи на телевидении, сейчас фильмы стали покупать через Интернет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить