Трансформация ФНБ «Самрук-Казына»: сбитые цели

19516

Финансист Мурат Темирханов: Планы по трансформации ФНБ «Самрук-Казына» откровенно расстроили. Поставленные задачи однозначно важны, но недостаточны, чтобы войти в топ-30 развитых стран

Фото: Пресс-служба Акорды

Телега впереди лошади

8 сентября 2014 совет директоров АО "Самрук-Казына" под председательством премьер-министра Казахстана Карима Масимова одобрил программу своей трансформации. 6 октября состоялся форум по трансформации ФНБ «Самрук-Казына» с участием главы государства Нурсултана Назарбаева. В форуме приняли участие представители международных финансовых институтов, в частности, ЕБРР и  ОЭСР, аналогичных зарубежных фондов - Temasek, Khazanah, Korean Investment Corporation, Qatar Investment Authority, а также международные эксперты. Благодаря таким участникам форум стал крайне важным событием, на котором обсуждалось будущие планы по развитию государственных бизнес-активов, составляющих 50% от ВВП страны.

Первое, чем удивил форум, - это последовательность: сначала программу утвердили, а потом обсудили ее с международными экспертами. По идее, сначала надо было публично обсудить проект программы, а потом уже утверждать. И, хотя иностранные эксперты напрямую не критиковали программу и поддержали поставленные в ней задачи, некоторые их высказывания подразумевают, что, помимо задач, указанных программе, существует еще ряд крайне серьезных проблем, которые необходимо решать для успешной трансформации фонда.

Задачи из университетских учебников

На форуме президент озвучил основные задачи утвержденной программы: «Программа трансформации основана на опыте аналогичных преобразований ведущих подобных фондов мира и предусматривает несколько целей. Во-первых, увеличение стоимости компаний фонда, во-вторых, повышение эффективности управления портфелем, третье - четкое распределение ответственности между правительством, Советом директоров, правлением фонда, а также между фондом и его портфельными компаниями».

Также он отметил: «Вы сами говорили о том, что те страны, которые взялись за эту работу, из них только 30% преуспели. Остальные 70% - неудачники. Как нам не оказаться среди тех 70%, которым не удалось? В этом вся задача».

Надо отметить, что озвученные цели программы трансформации правильные, но в них нет ничего выдающегося. Это стандартные и постоянные задачи для любого инвестиционного фонда (в формулировках задач надо только поменять слово «правительство» на «акционеры»). Плохое исполнение таких задач никак не может быть причиной неудач в трансформации 70% аналогичных фондов – в любом университетском учебнике по управлению инвестициями есть описание их решений. На практике «Самрук-Казына» - как государственный инвестиционный фонд - должен был исполнять эти классические задачи с момента своего создания без всякого напоминания сверху. Причем кризисы, произошедшие в стране, должны были только ускорить их исполнение.

«Самрук-Казына» - не просто инвестиционный фонд  

Прежде всего «Самрук-Казына»  – это Фонд национального благосостояния (ФНБ) Казахстана. На форуме президент подчеркнул: «Фонд «Самрук-Казына» - это фактически второй Национальный фонд. В нем сосредоточено богатство страны, он является источником нашего благосостояния в настоящем и будущем».

Это акцентирование изначальной цели фонда важно, поскольку до последнего времени его деньги часто шли на заведомо убыточные социальные, инфраструктурные и индустриальные проекты или, например, на спасение проблемных банков. Причем неправильного использования активов фонда можно было легко избежать, делая убыточные инвестиции и затраты через госбюджет. Однако правительству было легче использовать деньги ФНБ, поскольку фонд находится в полной зависимости от правительства, и над ним нет такого же контроля, как над госбюджетом.

Также важно отметить, что, в отличие от Нацфонда, у «Самрук-Казына» есть еще одна задача - поддержка роста и диверсификации экономики. Это означает, что инвестиции ФНБ делаются внутри страны, а все инвестиции Нацфонда – только за рубежом. Именно в этих особенностях ФНБ «зарыто много собак», из-за которых терпели неудачу многие аналогичные фонды в других странах.

Я хотел бы подробнее остановиться на некоторых ключевых проблемах, упущенных авторами программы по трансформации ФНБ «Самрук-Казына».

Снижение роли государства в рыночной экономике

Сегодня ФНБ объединяет все главные государственные коммерческие активы, равные половине ВВП страны. Поэтому обсуждение трансформации фонда фактически представляло собой обсуждение будущих планов государства о его роли в рыночной экономике.

На расширенном заседании правительства, которое состоялось 14 февраля 2014, президент принял два крайне важных решения:

- Закрепление принципов Yellow Pages Rule.

- Доведение до 2020 доли государственной собственности до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП.

На форуме по трансформации ФНБ «Самрук-Казына» эту тему также поднял известнейший эксперт в области экономики и финансов Нуриэль Рубини. В частности, он сказал: «Необходимо соблюсти хороший баланс между частным и государственным секторами. Так или иначе, необходимо уходить от государственного капитализма в направлении более диверсифицированной экономики».

Думаю, сегодня никто не будет спорить, что снижение роли государства в рыночной экономике – ключевой элемент в структурных реформах по диверсификации экономики. К сожалению, авторы программы полностью проигнорировали эту проблему при проектировании трансформации фонда, хотя именно этот нерешенный вопрос стал главной причиной неудач во многих странах.

Анализ основных моментов выступления главы государства, опубликованного на сайте Акорды, не сделал картину четче. Например, в выступлении была озвучена задача программы об удвоении активов ФНБ в течение пяти лет, что плохо согласуется с поручением президента о снижении доли государственных активов до 15% от ВВП за тот же срок.

Также в своем выступлении президент отметил: ««Самрук-Казына» также может взращивать новые отрасли и компании, создавать и укрупнять производства. При достижении определённого уровня Фонд мог бы выходить из них, тем самым делая вклад в развитие частного сектора страны».

Председатель правления ФНБ Умирзак Шукеев конкретизировал эту тему, отметив, что фонд будет «создавать новые предприятия в энергетике, металлургии, отраслях химической, туристической и «зеленой» индустрии». Из всего этого можно понять, что ФНБ продолжит создавать новые государственные коммерческие компании, что полностью не соответствует принципам Yellow Pages Rule. При этом допускается, что когда-то в непонятном будущем государство будет снижать свою долю в бизнес-активах, но ни в программе, ни в выступлениях нет никакой конкретики и четких планов на этот счет.

В целом уже сегодня можно с большой долей вероятности сказать, что именно проблема снижения роли государства в экономике станет причиной неудачи трансформации с точки зрения диверсификации экономики Казахстана. 

Независимость фонда от правительства

Итак, прямая зависимость ФНБ от правительства привела к тому, что госчиновники использовали деньги фонда не по назначению, в противоречии с изначальной целью ФНБ. На форуме эту тему затронул независимый член совета директоров АО «Самрук-Казына» Ричард Эванс: «Топ-менеджеры фонда гораздо больше времени проводят в режиме ожидания звонков от правительства и, по сути, гораздо меньше заботятся о конкретном бизнесе».

К сожалению, и эту проблему полностью проигнорировали авторы при планировании трансформации фонда. Судя по прессе, больше никто из участников форума не затронул эту тему. Здесь также с большой долей уверенности можно сказать, что зависимость фонда от правительства в конечном итоге станет причиной неудачи трансформации фонда.

К слову, на форуме участвовали представители очень успешного ФНБ из Сингапура – Temasek Holdings. Так почему бы правительству РК не взять пример с этого фонда? Совет директоров Temasek Holdings состоит из 9 членов, из которых 8 являются независимым директорами. Именно независимый совет директоров, а не правительство утверждает стратегию фонда, назначает председателя правления и принимает решения по всем остальным стратегическим вопросам. При такой структуре управления правительство никак не сможет использовать деньги ФНБ не по назначению.

Прозрачность и подотчетность всему обществу

Пока в Казахстане движение денег в фонде, а также поступление и выдача денег из фонда крайне непрозрачны. Фактически свободные деньги ФНБ «Самрук-Казына» являются теневым и бесконтрольным бюджетом госчиновников, которые используют его по своему усмотрению. Всем понятно, что такая непрозрачность приводит к неэффективному использованию государственных средств, но, что еще хуже, является питательной средой для коррупционных возможностей.

Также нет надлежащего общественного контроля за деятельностью фонда. В своем выступлении на форуме глава государства отметил: «Старт программы трансформации является важным событием для страны, и она должна находиться под строгим контролем». К сожалению, так и осталось непонятным, что подразумевалось под таким «строгим контролем».

Отсутствие общественного контроля за деятельностью ФНБ – это еще одна причина, по которой проваливаются программы трансформации аналогичных фондов за рубежом. Интересно, почему правительство не может наладить контроль за финансами ФНБ «Самрук-Казына» аналогично с контролем за госбюджетом?! Для этого просто надо, чтобы бизнес-план фонда и отчеты по его исполнению утверждал парламент. При этом особое внимание должно уделяться выдаче денег из фонда в бюджет и инвестициям фонда в местную экономику. Такой контроль за государственными активами, составляющими 50% от ВВП, однозначно будет нелишним.

Разграничение функций ФНБ и институтов развития

Национальные управляющие холдинги «Байтерек» и «КазАгро» представляют собой классические финансовые институты развития. Они должны оказывать содействие устойчивому экономическому развитию и диверсификации экономики Казахстана посредством финансирования и оказания поддержки приоритетным секторам рынка. Финансирование приоритетных секторов в холдингах осуществляется за счет как долгосрочных кредитов, так и инвестирования в капитал компаний.

Я уже упомянул: программа трансформации предполагает, что «Самрук-Казына» должна также взращивать новые отрасли и компании. В этом контексте хотелось бы понять, как будут разделены функции «Байтерека» и «Самрук-Казыны» так, чтобы они не окучивали одну и ту же поляну. По идее - каждый должен заниматься своим делом. ФНБ «Самрук-Казына» должен преумножать благосостояние, инвестируя только в активы, в доходности которых практически нет сомнений (включая зарубежные). НУХ «Байтерек» должен поддерживать и инвестировать в приоритетные отрасли экономики, особо не задумываясь о своей собственной прибыльности.

Впрочем, всё это – далеко не полный список проблем, которые могут стать причинами неудачи в достижении главной цели трансформации ФНБ «Самрук-Казына» - Топ-30 развитых стран. Я думаю, даже неспециалисту видна серьезность этих проблем. Удручает, что программа по трансформации и форум не уделили им должного внимания. 

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить