Как топ-менеджер банка учит детей конструировать роботов
Карьерная пауза
К лету 2015 года Шухрат Садыров – дважды магистр, стипендиат «Болашака» и заместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк России». В стране ощущается приближение кризиса, банки переживают мощную трансформацию, а сотрудники прогрессивной компании грезят новыми технологиями. Шухрат принимает решение уйти из банка и поступает в Массачусетский технологический университет.
Шухрат Садыров покидает пост зампреда правления ДБ АО «Сбербанк России»
В среду, 6 мая, обозреватель Forbes.kz обратился к топ-менеджеру с просьбой... →
По возвращении в Казахстан Шухрат запускает два финтех-проекта и открывает центр раннего детского развития.
- Это был эксперимент, который создавался, чтобы понять оптимальный формат работы бизнеса с детьми, – рассказывает Шухрат.
Приметив интерес собственных детей к американским STEM-предметам, предприниматель решает перейти на новый уровень и выкупает международную франшизу «Открытые инновации», официальный партнёр LEGO Education Аfterschool Рrograms.
Сегодня дополнительное образование международного уровня доступно в четырёх центрах LEGO Education в Алматы, Астане и Актау. Среди ближайших планов Шухрата – запуск второго столичного центра и создание мобильной точки LEGO Education.
Начать с робототехники не получится
По словам предпринимателя, основная проблема обычных казахстанских STEM-центров – пренебрежение системностью и адаптацией по возрастам.
- Нельзя собрать группу, где одному ребенку 12 лет, другому – шесть. Многие родители хотят, чтобы их дети сразу научились конструировать роботов. Начать с робототехники не получится, это будет overshooting, – поясняет Шухрат.
В LEGO Education для каждой возрастной категории разработан определённый курс.
- Все 10 курсов взаимосвязаны, и вершиной всего является робототехника, – рассказывает франчайзер.
Вначале дети изучают мир науки, машины и механизмы, устойчивость фигур. На курсах средней сложности делают первые шаги в программировании и сборке простых роботов, затем изучают алгоритмы и базовые законы конструирования и лишь после переходят к миру робототехники. На занятиях теорию заменяют практикой – помогают не учить законы физики, а создавать что-то с их помощью, рассказывать о своих творениях и, главное, совершенствовать их.
- Например, дети собрали вентилятор и должны сделать так, чтобы он вращался быстрее. Задача наших STEM-центров не просто научить воссоздавать что-то, но подходить к решению задачи креативно, – подытоживает бизнесмен.
Главное – любовь к детям
Команда центра расширила критерии отбора персонала и взяла за основу принцип hire for attitude, learn for skill.
- Главное – любовь к детям и своему делу, остальному можно научить, – поясняет Шухрат.
Сегодня наравне с учителями в центрах преподают сотрудники международных компаний, банков, специалисты HR, имеющие психологическое или педагогическое образование и владеющие тремя языками.
Казахстанских детей будут учить физике по комиксам
Цель нового издания, которое скоро станет доступным публике, - разбудить ин... →
В январе 2018 года к преподавательскому составу присоединились американские студенты. Заручившись поддержкой спонсора, бизнесмен предложил Массачусетсу использовать базу казахстанского LEGO Education для реализации программы Global Teaching Labs. Американцы пошли навстречу и присоединились к инновационному лагерю Шухрата. В течение месяца лучшие студенты MIT практиковали с ребятами STEM, рассказывали им о профессиях будущего и о том, куда движется наука.
Несмотря на насыщенность рынка, конкуренции Шухрат не боится.
- Сначала появляются самостийные центры, но по мере возрастания требований потребителя приходят международные игроки-франшизы, – считает он и добавляет: – Мне хотелось сделать акцент на качественной составляющей, чтобы внести в сегмент системность. С коммерческой точки зрения проект будет сложным, но всё же мы решили начать бизнес.
Дорогое удовольствие
- Наши первоначальные инвестиции в разы превышают инвестиции для открытия аналогичного центра. Мы оплачиваем доступ к технологиям международного уровня, - делится подробностями бизнесмен.
Стартовые вложения из собственных накоплений предпринимателя составили порядка $100 тыс. Средства пошли на закупку методик и лицензий, сертификацию преподавателей, а также приобретение прав для перевода материалов на казахский язык. На открытие второго центра компания получила грант от акимата города Алматы.
Самая дорогая точка – Mega Silk Way, один ремонт в которой превысил сумму $100 тыс. Минимизировать издержки удалось благодаря партнёрству с академией шахмат Дармена Садвакасова.
- В одиночку осилить инвестирование в торговый центр было сложно, а партнёрство позволило воспользоваться преимуществом общности целевой аудитории, – поясняет Шухрат. – Дети, которые увлекаются шахматами и STEM, близки по духу, поэтому наши проекты дополняют друг друга.
Кто в Казахстане создаёт мобильные приложения
Студия Zero To One Labs планирует сделать казахстанскую IT-сферу глобально ... →
По словам финансиста, сейчас проект на этапе окупаемости и в течение трёх лет должен выйти в прибыль. Плата за использование франшизы предполагает сложную вариацию платежей, которые включают ежемесячный паушальный взнос, оплату стоимости программ и самого бренда.
- На эти платежи уходит порядка 15–20% от общей суммы затрат, – рассказывает бизнесмен.
Средний чек – 10–12 тыс. тенге. В центрах обучается более 700 человек, уровень повторных обращений – более 90%. Самые популярные программы – «Инженер» (изучение основы инженерии и устойчивости фигур), «Создатель кода» и «Мир робототехники», где ребята с помощью планшета учатся менять конструкции робота под определённые задачи. Сегодня в команде LEGO Education 24 работника.
Разумная франшиза
В выборе бизнеса по франшизе финансист не сомневается:
- Качественный трансфер образовательных систем – это тоже бизнес, причем правильный и важный.
Сегодня центр LEGO Education не нуждается в постоянной поддержке и контролируется силами команды и супруги предпринимателя.
- Бизнес поставлен на рельсы, и я чувствую, что мои проекты могут развиваться самостоятельно, – уверен Шухрат.
Этот факт позволил финансисту вернуться к банковской карьере и присоединиться к команде Евразийского банка. На отсутствие времени предприниматель не жалуется и считает, что балансировать помогает внутреннее ощущение того, что проект полезен для общества: «Я делаю такое дело, за которое не стыдно».