Трансформация экономики, цифровизация и digital talents. Как меняется IT-сфера в Казахстане

И почему при огромном спросе на IT-специальности в Казахстане всё ещё сохраняется кадровый голод

Фото: архив пресс-службы

Инновационные технологии и облачные вычисления постепенно проникают во все сферы казахстанской экономики. Рынок IT-услуг и продуктов в стране растет в геометрической прогрессии. Казахстан, к слову, находится в числе мировых лидеров по индексу развития электронного правительства и финтеха. В сентябре прошлого года, выступая с очередным посланием народу, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что перед республикой стоит важная стратегическая задача — полная трансформация в IT-государство.

Господдержка инноваций

В последние годы рынок показывает стабильный рост. В первую очередь IТ-сектор в Казахстане развивается благодаря значительной государственной поддержке и цифровизации государственных услуг. Правительство активно поддерживает цифровую трансформацию, разработку новых IТ-продуктов и развитие IТ-инфраструктуры.

Второе — это создание технопарков, акселераторов, инновационных хабов, куда привлекаются молодые перспективные специалисты, где они реализовывают свои идеи и стартапы.

Визит президента Касым-Жомарта Токаева в Astana IT University
Фото: архив пресс-службы

«Я могу оценивать уровень зрелости ИТ сферы в РК по косвенным признакам — международные амбиции IТ компаний, развитие стартапов deep tech и вообще стартап-движения. И тут, кажется, всё довольно хорошо, не говоря уже о развитии govtech. Государство в Казахстане по своей цифровизации в разрезе взаимодействия с населением и бизнесом ушло во многом дальше наших соседей», — говорит российский PR-специалист в области IT Александр Лихтман, который переехал в Казахстан в 2022 году.

Экспорт IT-продуктов и услуг — важное направление, показывающее как зрелость отрасли, идей, кадров, так и оказывающее положительное влияние на экономику в целом. Объем экспорта отечественной IT-сферы, нужно отметить, только за 2022 год вырос в пять раз. А к 2026 году, согласно поручению президента, сумма экспорта IT-услуг в Казахстане должна составить $1 млрд.

Достичь таких цифр непросто, но возможно. Способствуют этому, в частности, технопарки. Это такие офисно-производственные организации с набором необходимой инфраструктуры, предлагающие резидентам особые условия работы. Так, например, налоговые преференции.

Astana Hub, главный государственный технопарк Казахстана, больше пяти лет создает принципиально новые возможности для развития IT-бизнеса в стране.

Цифровизация экономики — процесс неизбежный, IT-компаниями со временем становятся даже банки, традиционно считавшиеся наиболее консервативными институтами. Собственное производство IT-продуктов или интеграция систем — основа страновой конкурентоспособности. Например, нет ни одного иностранца, который не удивился бы набору функций суперприложений Halyk Bank, Kaspi, Freedom.

Сфера в цифрах

Маркетинговые исследования отмечают колоссальное увеличение в реализации IT-оборудования на $1490 млн (с учетом смартфонов и компьютерного оборудования), программного обеспечения почти на $250 млн и IT-услуг на $186 млн. В целом же вклад ИТ-сферы в ВВП Казахстана составляет 4,3%. Однако при этом растет и кадровый голод. Почему?

Во II квартале 2023 года, согласно данным HH.kz, работодатели разместили на портале более 8,5 тыс. вакансий по направлению IT. При этом нормой на рынке считается пять-шесть резюме на одну вакансию, а в среднем спрос в 2,5 раза превышает предложение. Всего за три года, с 2019 по 2022-й, количество вакансий в сфере «Информационные технологии, интернет, телеком», по данным того же HeadHunter, увеличилось на 88,5%. В 2022 году работу в сфере ИТ искало в девять раз больше людей, чем в допандемийном 2019-м.

undefined
Студенты Astana IT University
Фото: архив пресс-службы

Основные причины, по которым на IТ-рынке Казахстана складывается ситуация кадрового голода при переизбытке кандидатов, нужно искать в уровне кадров.

«Мы имеем или людей, готовых работать на условиях, предлагаемых рынком, но не имеющих соответствующей квалификации, или (хотя тут чаще «и») людей, переоценивающих свою стоимость на фоне сложившегося в СНГ имиджа IT-специалиста, — говорит Алексей Белимов, генеральный директор и основатель группы компании IT Support Group. — Работодатель не готов брать специалистов с профильным образованием, потому что опыт показывает, что соотношение цена/качество чаще всего будет страдать. Всё больше и больше компаний прибегает к созданию собственных обучающих курсов и программ: легче воспитать своего специалиста с нуля, хотя это инвестиции и в деньгах, и во времени, чем перевоспитывать человека «с улицы».

Digital talents другой закалки

Специфика современной IT-индустрии направлена на разработку уникальных информационных продуктов. Сфера развивается так быстро, что вчерашние новости сегодня уже старости. IT — это уникальная отрасль, которая способствует решению экономических, социальных, медицинские и многих других проблем. Еще пять-семь лет назад и представить себе было нельзя, что серьезные IT-продукты в стране создаются не только опытными специалистами, но и молодыми стартаперами, более того, вчерашними студентами.

В IT, как в одной из самых быстро меняющихся сфер, должен быть построен принципиально иной опыт обучения.

«Я опять же могу судить по косвенным данным, так как общаюсь со многими руководителями IТ компаний. И пока подход вузов в IТ — дать академическое образование, которое и в гуманитарных-то дисциплинах устаревает стремительно. А технические специальности готовят специалистов, которые устаревают уже на втором курсе. Хорошо, что сейчас всё больше IТ компаний открывают свои собственные кафедры и лаборатории при вузах, где будущие специалисты могут «потрогать» прикладные задачи еще на этапе обучения», — говорит Александр Лихтман.

Работодателям стоит обращать внимание на выпускников таких университетов, как Astana IT University (AITU), Nazarbayev University (NU), Suleyman Demirel University (SDU), Международный университет информационных технологий — даже если они «джуны» без серьезного опыта, скорее всего они проходили хорошие стажировки и решали близкие к реальной жизни задачи во время обучения.

Также, безусловно, всем IT-специалистам независимо от уровня нужно знать хотя бы базовый английский и обладать развитыми софт-скиллами. Это важно и для работы на казахстанском рынке, и для возможного выхода на международный уровень. Ведь сегодня, например, многие российские компании релоцируются в Казахстан, чтобы оттуда работать на Россию, Европу, США или весь мир: за один только 2022-й, по данным Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, в страну переехало несколько десятков российских технологических бизнесов с общей капитализацией $27 млрд.

undefined
Фото: архив пресс-службы

Только один из примеров высших учебных заведений нового формата — открытый пять лет назад Astana IT University (учредителем которого является фонд NNEF), где, по словам проректора по науке и инновациям Андрея Белощицкого, каждый год апгрейдят свои образовательные программы из-за быстрого развития IT-сектора, чтобы студент всегда имел актуальные знания для рынка труда.

«Благодаря системе работы с партнерскими компаниями на третьем курсе большая часть студентов AITU к моменту выпуска практически гарантированно трудоустроена», — говорит Андрей Белощицкий.

Подобные вузы открываются на частные инвестиции, на условиях ГЧП, на базе действующих предприятий. И их выпускники — это люди новой формации, глубоко понимающие принципы работы сферы и скорость ее развития.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте