Россия в ВТО: год «без катастрофы»

Всего 17 лет потребовалось России для того, чтобы стать членом ВТО. Это проект стал одним из самых критикуемых в современной экономической истории страны. Скептики предрекали чуть ли не крушение экономики или, как минимум, ряда отраслей.

Поскольку новый статус предполагает проведение масштабных работ по многим направлениям, для справедливой оценки итогов этого события год – слишком маленький срок, реальная картина будет видна через 3-5 лет.

Однако «промежуточные» итоги говорят о том, что начало членства в ВТО стало для России скорее негативным. Уже можно говорить о потерях приблизительно в $1-1,5 млрд, что при ВВП в $2 трлн вряд ли стоит считать критичным, но и сбрасывать со счетов не стоит.

Макростатистика рисует не самую радужную картину. Промышленное производство за 9 месяцев 2013 года прибавило лишь 0,1% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, за тот же период в 2012 году – на 2,9%. ВВП прирос лишь на 1,5%, за тот же период прошлого года - 3,9%, в 2011 году - 4,2%. При этом европейский кризис, снижающий спрос на российский экспорт и ухудшающий наши результаты, тогда уже свирепствовал. Замедление темпов экономического роста в мире так же было уже видно, поэтому есть основание полагать, что ухудшающаяся макростатистика отчасти объясняется вступлением страны в ВТО.

Больше всего «досталось» агропромышленному комплексу и автомобилестроению.

Однако, не стоит забывать о том, что ВТО – все же шаг на пути к либерализации российского рынка, а также механизм, с помощью которого можно воздействовать на отмену тех или иных ограничительных мер внутри организации. И прибавка в весе на международной арене, хоть и скорее имиджевая.

В течение ближайших 2-3 лет Россия будет бороться за урегулирование вопросов с пошлинами с основными торговыми партнерами. В этой перспективе можно говорить о том, что страна начнет, наконец, получать выгоду от участия в ВТО. К примеру, в планах справиться с антидемпинговыми пошлинами на некоторые энергоемкие товары, а также на минеральные удобрения. Стоимость ресурса в России значительно ниже, чем в Европе. ЕС не учитывает факторы конкурентоспособности российской экономики, прежде всего, наличие серьезных запасов природных ресурсов. В ВТО предусмотрено наличие механизмов, позволяющих решить проблемы с такими пошлинами, однако с ними еще предстоит разобраться.

Правда, разбираться пока некому – специалисты нужной квалификации в России пока в дефиците. Видимо, придется действовать по принципу «главное - ввязаться, а дальше разберемся».

Примечательно, что премьер-министр Дмитрий Медведев оценивает текущие итоги как положительные и радуется тому, что «катастрофы не случилось». Он так же отметил «общее повышение конкурентоспособности нашей экономики», правда, не уточнил, на основании чего сделаны такие выводы. Хотя ждать другой оценки ситуации от одного из основных идеологов вступления России в ВТО было бы странно.

Дарья Желаннова , заместитель директора аналитического департамента

Примечание. Компания Альпари является информационным партнером Forbes.kz.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте