Каннибализма в журналистике не будет

7261

Первые роботы приходят на смену журналистам, социальные сети превращаются в глобальные новостные агентства, смартфоны порабощают пользователей - в среднем за сутки человек 100 раз проверяет свой гаджет. Эти и другие темы обсуждают 600 журналистами из разных стран на Европейском газетном конгрессе, который проходит 5-6 мая в Вене. Среди 4 представителей Казахстана - главный редактор сайта Forbes.kz Вадим Борейко и замредактора журнала Forbes Kazakhstan Александр Воротилов

На сегодняшний день в мире продано 1,5 млрд смартфонов, и их число будет расти. Уже сейчас мобильных устройств продается в мире больше, чем зубных щеток, и большинство пользователей откажется скорее от чистки зубов, чем от своего дивайса.

К 2017 производители продадут более 20 млрд различных гаджетов - от обычных смартфонов до умных часов и одноразовых экранов. Такой прогноз сделал глава Google News Ричард Гинграс на Европейском газетном конгрессе, который проходит в эти дни в столице Австрии. Организатором конгресса традиционно выступила компания Japan Tobacco International. На мероприятии собрались издатели, журналисты, специалисты печатного дела и гуру Интернета.

Основная мысль первых сессий конгресса сводится к тому, что за потребителя информации издательствам необходимо бороться, инвестируя прежде всего в профессиональных журналистов, новые технологии и каналы доставки информации. Если этого не делать, то в схватке с гигантами типа Google или Facebook газеты потерпят окончательное поражение. Ведь противник у газет очень серьезный: интернет-компании уже сейчас контролируют существенные информационные потоки, ведь почти треть всего трафика в социальных сетях приходится на новости и их обсуждение. И цифра эта будет увеличиваться, так как у интернет-гигантов есть сильный союзник - гаджет, на который доставляется информация.

Под угрозой исчезновения оказались не только газеты, но и сами журналисты. Такие тревожные мысли прозвучали на конгрессе. Наступление прогресса идет по всем фронтам. С одной стороны, сегодня каждый пользователь соцсети может назвать себя журналистом: ведь он выкладывает информацию и как-то ее интерпретирует.

С другой стороны, корреспонденты оказались под железной пятой роботожурналистики, когда специальные программы анализируют колоссальные объемы данных, обрабатывают их и выдают готовые тексты. Если журналисты не могут уже бороться и конкурировать с новыми технологиями, их нужно брать на вооружение, причем делать это нужно оперативно.

Эту мысль резюмировал генеральный директор швейцарского издательского дома NZZ Вейт Денглер. «Технологии - это ключевое слово в современной журналистике, - заявил он. - Телефон был изобретен для того, чтобы слушать оперу на расстоянии. В то время даже мысли не было использовать этот аппарат для личного общения. То же самое происходит и сейчас: мы до конца не понимаем всех ценностей новых технологий».

Различные стартапы хлынули в нашу жизни, как из прорвавшейся плотины. Специальные программы анализируют новостные сайты и готовы выдавать каждому пользователю персональную газету, исходя из его интересов; новые алгоритмы изучают социальные сети и предлагают вам только главные новости, с глубокой проработкой тем и многое другое. Число подобных новшеств растет в геометрической прогрессии. Нет ничего невозможного! В синтезе несовместимых доселе вещей рождаются новые продукты. Например, как вам связка «землетрясение-робот-новость»? Ничего необычного. Первая публичная новость была размещена роботом 17 марта 2014 после землетрясения в Калифорнии на сайте газеты Los Angeles Times.

Акционеры газет сегодня должны понимать, что без инвестиций в технологии и человека они проиграют и потеряют издательский бизнес, ведь за внимание читателя идет настоящая бойня. Цифры говорят сами за себя: стоимость одного захода на сайт в США стоит 27 центов. С Google на другие сайты уходят 10 млрд посетителей в месяц. Имея эти данные, можно прикинуть, за какие суммы идет борьба.

Но паниковать журналистской братии рано. Роботожурналистика не станет полностью автоматизированной, в этом мнении сходятся многие участники конгресса. Новые технологии могут стать серьезным помощником в работе журналиста, да и редакций в целом. В помощь им идут новые программы организации редакций, когда журналист может принимать полноценное участие в работе над изданием из любой точки земного шара. Или специальные программы анализируют большие объемы данных и указывают журналисту на популярные сегодня темы.

Когда издатель берет на вооружение новые решения, то получаются интересные проекты типа NRC Reader от нидерландских производителей Moop.nl, о котором рассказал руководитель этой компании Йелле Принс. «Ежедневно 8 самых популярных газетных статей выгружается в приложение и дополняется  фото и видеоматериалами, которые не могут быть размещены в одноименной газете, - поделился он своим ноу-хау. - Здесь можно поменять шрифт, переключиться в ночной режим чтения, бесплатно поделиться платной статьей в социальных сетях».

За год это приложение собрало 25 тыс. читателей, которые платят 5 евро каждый месяц за подписку. Отмечается, что это новые подписчики, а не перешедшие с бумажной версии газеты. «При такой бизнес-модели каннибализма в журналистике не будет - онлайн не поглотит бумажную газету», - сказал Принс.

«Роботы никогда не заменят полностью работу журналиста, иначе нас засыпет информационным песком. Человеку еще долго нужна будет настоящая, живая, глубокая аналитика. Поэтому, наряду с инвестициями в технологии, мы серьезно инвестируем в журналистов, в качественную публицистику», - сказал Вейт Денгл.

Вена.

На снимках: Вена и венцы глазами Вадима Борейко.

Примечание. Редакция Forbes.kz благодарит представителей компании Japan Tobacco International Дэна Блисса, Олжаса Бибанова и Алену Степанищеву за помощь в организации поездки.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить