Рамиль Мухоряпов рассказал о планах на Chocofamily

16603

Какой проект он готов продать, с каким – «выйти в мир»

Рамиль Мухоряпов
Рамиль Мухоряпов
Фото: Андрей Лунин

В апреле 2023 года холдинг Chocofamily продал холдингу Freedom сервисы Aviata и Сhocotravel. «Это самая большая сделка в Казнете на текущий момент», – так охарактеризовал ее в посте на своей странице в соцсети основатель и совладелец Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов (№48 в списке 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана – 2021 по версии Forbes Kazakhstan). Он написал тогда, что согласование шло 12 месяцев и что продать актив «можно было бы дороже», чем за $32,3 млн, хотя цена и была рыночной на момент продажи. В интервью для Forbes Q&A, которое вышло на YouTube-канале Forbes Kazakhstan, Мухоряпов поделился некоторыми подробностями этой сделки.

Собеседник рассказал, что продавец и покупатель торговались несколько месяцев, причем Тимур Турлов, основатель и главный исполнительный директор Freedom Holding Corp. (№5 в рейтинге 50 богатейших бизнесменов Казахстана – 2023 по версии Forbes Kazakhstan), не участвовал в оценке. Отказался сам из-за конфликта интересов: с одной стороны, он акционер Choco, с другой – CEO Freedom. «Тима сказал, вот ребята (представители Freedom – F), если с ними договоритесь – хорошо, если нет, то не будет сделки. Мы сидели, убеждали их, синергию показывали. Поэтому нам кажется, что мы дешево продали. Но оценка действительно рыночная. Она не занижена с точки зрения текущего тайминга, хотя и упала по сравнению с тем, как если бы сделка была полтора года назад», – рассказал Мухоряпов.

По его словам, Aviata и Сhocotravel проданы за кеш, причем продавец сам попросил такой формат оплаты. «У нас было три цели: иметь нулевой долг; иметь кеш на счетах для развития; сделать buyout части инвесторов, которые заходили в проект раньше. Для всего этого нужен кеш, – пояснил собеседник. И добавил: – Но, конечно, если бы [оплата] была [ценными] бумагами, то оценка [активов] была бы выше».

За сколько готовы продать «доктора»

Мухоряпов рассказал о новой концепции Chocofamily Holding. «Старая концепция: Choco – это холдинг. Что такое «холдинг»? Это держатель акций, портфеля разных проектов. На каком-то этапе мы поняли, что нам это неинтересно. Два – два с половиной года назад начали планомерный выход из проектов, которые не являются кором для нашего будущего. Это классные и успешные проекты, но мы не связываем с ними наше будущее», – пояснил спикер.

Он перечислил проекты, которым нашли новых «хозяев»: Chocomart, Lensmark, доля в HRbot, Aviata/Сhocotravel. Сейчас компания намерена продать iDoctor.

«Мы достаточно прозрачны в том, что нам релевантно, что – не релевантно. Мы не продадим Chocofood, smart-ресторан (бывший «Рахмет»), «Choco Доставку» и «Рядом». Это те активы, которые очень круто взаимодействуют друг с другом. А iDoctor – продадим. И когда это произойдет, не надо искать странные причины [продажи]. Я, кстати, еще год назад публично, на IT-форуме, сказал: iDoctor продаем, кто хочет забрать – забирайте», – рассказал Мухоряпов. Скрывать сумму, за которую он готов отдать проект, предприниматель не стал. «За пять копеек продавать не будем, а за адекватную цену, даже сильно ниже рынка, можем продать. От $2 млн. Только кешем», – уточнил он.

С чем Choco пойдет в мир

Мухоряпов продолжил говорить о новой стратегии Choco: «Можно строить много проектов вокруг одного пользователя в одной стране. А можно взять один проект и строить его на мир – для многих пользователей в разных странах. В какой-то момент мы поймали себя на мысли, что нам интересно создание по-настоящему прорывных проектов, от которых мы сами кайфуем, нам хочется завоевывать с ними мир. Наша сегодняшняя стратегия – полностью глобальная, мы хотим идти в мир».

Проект, который, судя по словам предпринимателя, опробуют на рынках вне Казахстана, – это smart-ресторан. С ним Choco планирует отправиться «в мир» в конце 2023-го или в начале 2024 года. Проект появился из кешбек-сервиса «Рахмет» (этого бренда больше не существует). С его помощью, например, можно сделать заказ без официанта. По словам Мухоряпова, точкам общепита это позволяет значительно сократить персонал, средний чек при этом вырастает на 13-15%.

«Рядом» открывает 12-й даркстор

Основатель Choco поделился новостями и о другом проекте – «Рядом». У сервиса доставки продуктов за 15 минут, который существует на рынке уже три года, скоро откроется 12-й даркстор в Алматы.

Мухоряпов поделился некоторыми цифрами. Например, один доставщик «Рядом» выполняет в среднем четыре, иногда – пять заказов в час (притом что два заказа в час считаются очень хорошим показателем, заметил собеседник). 8 из 11 дарксторов операционно прибыльны, большая часть имеет позитивный показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов, амортизации).

«Это означает, что на уровне точки они окупают все свои расходы – от маркетинга до аренды и зарплат – и генерят какую-то прибыль для покрытия расходов центрального офиса, где сидят разработчики. Наша цель – в ближайшие шесть-семь месяцев дойти до полной прибыльности, когда EBITDA, полученной этими точками, будет хватать для полного покрытия центральных костов. Мы недалеко от этого», – поделился планами Мухоряпов.

Еще про трансформацию

Основатель Choco рассказал, что после ухода Aviata и Сhocotravel компания стала получать примерно на 40% меньше выручки, чем в то время, когда эти проекты были часть Choco. Сократилась и «львиная доля» оборота: было под $300 млн, стало $60 млн.

Сейчас большая часть выручки идет от Chocofood: в день обрабатывается 7-8 тыс. заказов, конкретно по Алматы – 2,2-2,5 тыс. заказов в день (Мухоряпов сравнил: это больше, чем у Arbuz.kz; при этом у Chocofood, по его словам, очень высокая частота и лояльность, но чек меньше, чем у проекта-конкурента).

Предприниматель рассказал, что у проекта Chocofood «сильно меняется позиционирование», команда работает над повышением точности доставки с точки зрения времени заказа (показатель уже вырос с 70% до 92%). «Все виды доставки, которые у нас есть, сейчас делаются через сервис «Choco доставка». Это суммарно примерно 10 тыс. доставок в день, – рассказал Мухоряпов. – Переходим на единый бренд Choco. У нас будут «новые» курьеры – с точки зрения того, как они выглядят, как общаются с заказчиками, как соблюдают правила безопасности и т.д.».

Еще один пункт трансформации, по словам собеседника, касается продукта и того, что компания может предложить клиенту. «Проблема, которую мы хотим решить, заключается в следующем. Люди, когда выбирают еду, делают одни и те же заказы в одних и тех же местах. Мы хотим сказать, что вкусной еды больше. Хотим взять на себя ответственность и сказать: вот в этом месте вот это блюдо – «вау!», попробуй. Или, например: Алишер Еликбаев считает, что самый вкусный плов – в этом ресторане, попробуй», – обрисовал новую концепцию Мухоряпов. То, что компания планирует делать, он назвал «точечным управлением контентом», и это будет отличаться от традиционных базовых подборок лучших предложений.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить