Самокатчики - депутатам РК: вы не видите корня проблемы

22669

Представители кикшерингового бизнеса недовольны законом, ограничивающим движение на самокатах

ФОТО: © Depositphotos/AndreyPopov

10 мая мажилис Казахстана принял закон о передвижении на электросамокатах. Согласно документу, двигаться электросамокатам по тротуарам разрешили со скоростью пешехода - не более 6 км/час. А для езды на самокате по проезжей части водителю должно исполниться 18 лет и он должен быть в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде, а также иметь права любой категории.

Регулирование эксплуатации самокатов связывают с безопасностью. По словам министра внутренних дел РК Марата Ахметжанова, в республике участились случаи ДТП с участием электросамокатов и мопедов. С начала текущего года произошло 44 ДТП с участием водителей электросамокатов. В прошлом году один человек погиб.

По данным Ассоциации развития экологичного транспорта Казахстана, на кикшеринговых (арендных) электросамокатах только в Алматы в среднем ездят 50-70 тыс. раз в сутки в теплое время года. Кикшеринг в Казахстане последние годы бурно рос, на рынок выходили новые игроки. К примеру, весной 2023 года в Алматы запустили российский «Яндекс.GO». Сейчас в Казахстане работает по меньшей мере пять сервисов по аренде самокатов, в том числе казахстанские Ozim и Jet, белорусский Eleven и российский Whoosh.

Forbes.kz побеседовал с участниками рынка и узнал их мнение о новом законе, который еще должен рассмотреть сенат и подписать (или не подписать) президент.

В пресс-службе кикшерингового сервиса Whoosh отметили, что регулирование самокатов – важный процесс, способствующий повышению безопасности на дорогах. «Мы поддерживаем инициативы властей по обновлению и уточнению ПДД. Также мы считаем, что этот процесс должен сопровождаться планомерной работой по развитию городской инфраструктуры микромобильности, заниматься этим должны эксперты. Развитая инфраструктура помогает эффективно разводить потоки и учитывать потребности всех участников дорожного движения», - сообщили в компании.

В свою очередь, основатель кикшерингового сервиса Jet Мейрамбек Абелкасов оценил закон неоднозначно. Сегодня с помощью Jet в Алматы совершается порядка 25-35 тыс. поездок в сутки.

- Спешивание на пешеходном переходе, ограничение по возрасту, запрет на поездки двух людей на самокате – адекватные меры, мы их придерживались и до законопроекта. Но сейчас выходит так, что при отсутствии велодорожки самокатчик вынужден будет выезжать на проезжую часть дороги, отчего кратно повышается риск ДТП. Мопедистам и велосипедистам на той же проезжей части водительские права не требуются. Это нелогично, - говорит он.

Абелкасов отмечает, что при составлении законопроекта с кикшеринговыми сервисами как с участниками рынка, разработчики не проводили консультации.

Мейрамбек Абелкасов
Мейрамбек Абелкасов

- Возникает чувство, что сейчас для депутатов хайп важнее результата, и им, возможно, хочется затронуть громкие темы и заявить о себе. При составлении таких законопроектов необходимо учитывать мировой опыт, приглашать экспертов и главное - развивать инфраструктуру, а не просто принимать карательные меры, - сказал он.

Пока основатель Jet затрудняется ответить на вопрос о том, какое влияние законопроект будет иметь на его бизнес.

- Возможно, нам придется оставить Казахстан, если регулирование ужесточится. Мы успешно работаем в 9 странах мира, заходим еще в три в этом году. И ни в одной стране я не видел подобных правил, какие хотят ввести в Казахстане. Во многих странах нас встречают с распростертыми объятиями, потому что мы решаем проблемы горожан. Мы получаем сейчас предложения запускаться в Монголии, в странах Латинской Америки, Восточной Европы. Нам есть куда ехать. В Казахстане мы пока берем паузу и не будем инвестировать в бизнес и инфраструктуру. Слабо верится, что в сенате законопроект развернут на доработку, - сказал Абелкасов.

Также Абелкасов отметил, что Jet и Ассоциация развития экологичного транспорта Казахстана, в которой состоят все кикшеринги страны, открыты к диалогу и осознают свою ответственность перед всеми участниками дорожного движения.

- К примеру, мы закрыли парки, скверы, набережные для наших самокатов, ограничили скорость на пешеходных улицах. Мы соблюдаем со своей стороны ограничения по возрасту водителей и в каких-то моментах действуем на опережение законодательства. Но подобные законопроекты могут породить волну популярности частных самокатов, которые невозможно централизованно контролировать, и вот тогда вообще будет хаос. А еще такими ограничениями, как данный законопроект, государство отталкивает не только зарубежных, но и местных инвесторов, которые были бы только рады развиваться на родине, - сказал он.

Своими опасениями поделился урбанист и архитектор Аян Зикирин, который отметил, что строгие ограничения могут затормозить развитие кикшерингов, особенно в Алматы, где наиболее сильно развита культура электросамокатов. 

Аян Зикирин
Аян Зикирин

- Меня смущает то, что законотворцы замораживают развитие этого вида транспорта и решают проблему поверхностно. Хотя корни проблемы в том, что Алматы как крупнейший город страны стоит в пробках и переживает застой в развитии общественного транспорта,- говорит Зикирин.

По его словам, сегодня алматинцы ищут альтернативные виды транспорта, чтобы быть мобильными.

- В городе 2,2 млн жителей, еще порядка полумиллиона ежедневно заезжает из области. Я считаю, что лучше бы власти озаботились развитием общественного транспорта и инфраструктуры для велосипедистов, самокатчиков и т.д. Ведь прежде чем что-то забрать, надо что-то дать,- сказал он.

Алматы, по словам Зикирина, - город, которому необходимо развивать все виды общественного транспорта и стараться все больше отказываться от автомобилей.

- Смог - большая проблема города, и эту проблему можно решить развитием общественного транспорта. В Алматы горожане готовы к переменам, и, возможно, принятый в мажилисе закон –  сигнал для перемен и для того, чтобы задуматься о решении проблемы общественного транспорта и инфраструктуры для микротранспорта. Данный законопроект о самокатах носит фрагментарный характер, а нужно подходить к вопросу комплексно и вписывать микротранспорт в систему общественного транспорта в городе. Горожане увидят, что город меняется, и последуют за ним, - подытожил он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить