Бишкек: урбанистическая головоломка

10489

Вызовы и решения в сердце столицы Кыргызстана

Фото: © Игорь Коваленко

Как многие другие города постсоветского пространства, Бишкек, став миллионником, так и не смог перерасти свое советское прошлое. Требования Хартии современного урбанизма предполагают, что удобный и комфортный для обычного человека город соответствует целому ряду критериев, среди которых и эффективность, и наличие зон для комфортного общения, и матрица возможностей, и уважение к человеческому масштабу.

Однако о Бишкеке в этих категориях говорить пока не получается, поскольку столица Кыргызстана как город развивается хаотично. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются жители Бишкека, – это слаборазвитая система общественного транспорта.

«По неофициальным данным, в городе живет больше 1 млн человек. И для такого числа людей в среднем необходимо около 1,2 тысячи вместительных автобусов, а их в городе на данный момент чуть больше двухсот», – рассказывает исполнительный директор ОЮЛ «Зеленый альянс Кыргызстана» Ильгиз Комбаров.

Вместе с тем, по его словам, для эффективного функционирования общественного транспорта в кыргызской столице недостаточно просто закупить автобусы. Проблема должна решаться комплексно: нужно разгрузить центр, так называемый золотой квадрат, запретив передвигаться по нему на личных автомобилях. Пока же мэрия Бишкека решилась только на то, чтобы выделить полосы для общественного транспорта.

Основательница урбанистической инициативы PeshCom KG Рада Валентина кызы считает, что развитию системы общественного транспорта, помимо прочего, мешает ментальность нашего народа.

«У нас престижно ездить на дорогой большой машине. Хотя на деле, конечно, люди в городе на внедорожниках, предназначенных для загородных поездок, выглядят очень комично», – говорит она.

Согласно статистике, из 1 млн 113 тысяч 30 легковых автомобилей, зарегистрированных в Кыргызстане, 317 тысяч 288 автомобилей находятся в Бишкеке. И это только по регистрационным данным, фактически же в столице намного больше машин. Естественно, что пробки здесь явление нередкое.

Избавить столицу от чрезмерной транспортной нагрузки также может создание условий для пешеходов, считает Рада Валентин кызы.

«Сегодня мало того, что общественный транспорт непригоден для того, чтобы на него пересаживаться, но еще и пешеходная инфраструктура противодействует тому, чтобы оставлять автомобиль дома. Ведь на каждом этапе своего похода по городу пешком ты чувствуешь себя униженным», – отмечает основательница PeshCom KG.

В свою очередь Ильгиз Комбаров убежден, что культуру ходить пешком бишкекчанам еще придется прививать. А помочь этому могут только специально оборудованные пешеходные дорожки.

«Обычный пешеход может рассчитывать только на свои ноги, и он может идти много километров. Но человек устает, поэтому нужно создавать комфортную инфраструктуру: ставить скамейки вдоль дорог, обеспечить доступ к бесплатной воде, особенно в условиях нашего летнего климата», – считает Комбаров.

Кроме того, пешеходные дорожки должны обрамлять деревья – они обеспечат чистоту воздуха и тень для людей, которые выбрали передвигаться по городу без автомобиля.

К слову, деревья – еще одна волнующая жителей столицы проблема. Когда-то Фрунзе был самым зеленым городом СССР после Киева, однако Бишкек этой славы, судя по всему, скоро лишится окончательно.

Согласно нормативам, на одного жителя должно приходиться 50 квадратных метров зелени, а значит, треть Бишкека должна быть засажена деревьями и кустарниками

Однако в кыргызской столице высадка новых зеленых насаждений ведется очень неактивно, как и защита старых. За вырубку деревьев в законодательстве предусмотрен небольшой штраф, и частникам порой легче заплатить деньги, чем позволить расти дереву.

«Понятно, что все существующие посадки сделаны еще в советское время и их необходимо обновлять. Но что делают у нас: покупают декоративные, неприспособленные для жизни в нашем климате деревья и сажают их. И это несмотря на то, что в Бишкеке есть Ботанический сад. Сегодня мало кто понимает, что Ботанический сад – это научное учреждение, задача которого выращивать саженцы, предназначенные для нашего климата», – рассказывает Рада.

По ее словам, Ботанический сад сегодня не получает заказов от государства. Более того, несмотря на свое историческое и культурное значение, этот уникальный уголок природы находится под угрозой уничтожения – недостаточное финансирование и не всегда качественное управление этим научным объектом привели к тому, что из года в год Ботанический сад сталкивается с засухой.

Впрочем, как считает Рада Валентин кызы, решить проблему недостатка деревьев в городе можно было бы очень просто. Для этого необходимо только облагораживать пространство вдоль дорог и озаботиться организацией карманных скверов, разбиваемых на небольших площадях между домами, на пустырях, вдоль пешеходных зон.

Пока что в Бишкеке есть в общей сложности 30 парков, аллей и скверов, однако в планах у городских властей есть проекты по облагораживанию территорий, да и сами граждане всячески стараются внести свой вклад в озеленение столицы.

Восстановить утраченный экологический баланс в кыргызской столице, конечно, будет непросто. Причем не только потому, что в городе значительно уменьшились зеленые территории. Дело еще и в том, что Бишкек с севера и юга зажат горными хребтами. Ортогональная сетка, заложенная в конце XIX века, предполагала продуваемость улиц, что предотвращало скопление вредных газов и смога в естественном котловане, в котором фактически расположен город. Но теперь система разрушена, и во всем виновата точечная застройка.

Решить проблему хаотичной застройки городских территорий могло бы совместное обсуждение планов города с гражданским обществом, частным и коммерческим секторами, потому что если рассуждать в рамках концепции создания устойчивого города, то важно участие всех жителей в принятии важных решений.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить