Дивиденды независимости

Чем можно и чем нельзя гордиться современному Казахстану

Конец года – хорошее время для подведения итогов. Так совпало, что буквально перед Новым годом казахстанцы также отмечают День независимости. Этот праздник есть не у всех. К примеру, в мире насчитывается порядка 3-4 тысяч народов, и только около 200 государств, то есть на каждые 20 народов приходится только одно государство. Более того, мы тоже не всегда отмечали этот день. Вкупе эти и другие события навели меня на размышления о казахстанской государственности и наших достижениях за треть века.

Фортуна и бремя власти

16 декабря Казахстан стал старше на год. Республике исполнилось 33 года. Для современников – это целая эпоха, а для мировой истории – просто мгновение. Если смотреть в потоке времени, то Казахстан – это страна с богатой историей, но прерывистой государственностью. За что купил, за то и продаю, как говорится.

Независимость, по-моему, это явление, которому нет рационального объяснения. Более того, независимость – это подарок, который часто раздается непропорционально. Например, в мире существуют многочисленные народы с древнейшей культурой, традициями и историей, но у которых нет своего государства.

На Ближнем Востоке это курды с населением 45 млн человек, а в Центральной Азии это уйгуры, которых, по оценкам, насчитывается 10 миллионов. Почему у казахов есть свое государство, а у этих или других народов нет, никто не знает. Также нельзя сказать, что кто-то заслужил это право, а кто-то – нет.

Однако независимость – это также бремя, которое может оказаться непосильным в текущих сверхконкурентных условиях. На евразийском пространстве достаточно стран, где социально-экономическое положение и уровень жизни хуже, чем в колониальный период.

Так, в нескольких республиках произошла череда переворотов. Также есть страны, которые потеряли территории после обретения независимости. Казахстан, надо сказать, достаточно эффективно справляется с этими вызовами, поэтому не будем о грустном.

Чем нельзя гордиться, на мой взгляд

В день рождения принято делать комплименты. Наши соотечественники, желая подчеркнуть достижения страны, часто говорят, что Казахстан занимает девятое место в мире по территории и даже когда-то обладал четвертым в мире ядерным арсеналом. Также нередко можно слышать об уникальной минерально-сырьевой базе страны, которой якобы нет нигде в мире.

Для меня это сомнительные причины для гордости, и вот почему.

Во-первых, в современном мире территории мало что значат. По объему ВВП ($2,3 трлн) и ВВП на душу населения ($38,4 тыс.) небольшая Италия опережает Россию ($2,0 трлн), крупнейшую страну в мире по территории, а крошечный Сингапур – вообще впереди планеты всей по социально-экономическому развитию. Более того, обширные пространства могут быть преградой для модернизации, так как требуются колоссальные усилия для их освоения.

Во-вторых, ядерные боеголовки – тоже так себе причина для гордости. Где размещать ядерный щит – прерогатива Кремля, а после распада красной империи никто бы нам не позволил сохранить эту «дубинку» массового уничтожения, да и зачем? Ведь «азиатские тигры» совершили технологический прорыв без ядерных галлюцинаций.

В-третьих, «Countries are not rich in proportion to their natural resources. If they were, Russia would now be the richest country in the world» («Страны не богаты пропорционально своим природным ресурсам. Если бы это было так, Россия была бы сейчас самой богатой страной в мире»). Так сказала Маргарет Тэтчер, и траектория развития Казахстана доказывает ее правоту.

К примеру, нефтедобыча Норвегии и Казахстана находится примерно в одном диапазоне (1,7-1,9 млн баррелей в сутки), а вот Нацфонд Казахстана почти в 28 раз меньше норвежского ($60,8 млрд против $1,7 трлн). Почувствуйте разницу, как говорится. Таким образом, важны не сами ресурсы, а как ими пользуются.

Так чем же можно гордиться, если не этим?

Во-первых, по-моему, можно и нужно гордиться решениями на развилках истории. Всем нам нравятся рассказы о поступках в смутные времена. Вспомните, если смотрели, «Список Шиндлера». Так вот, в истории Казахстана есть свои главы, которые еще предстоит экранизировать.

Во время войны сюда были эвакуированы дети из западных частей СССР. Здесь проходили депортации и репрессии. Вряд ли люди, выкинутые водоворотом истории на просторы современного Казахстана, выжили бы без любви, понимания, поддержки и заботы казахского народа. Все, наверно, знают предания, как местные чабаны перекидывали курт заключенным АЛЖИРа. Это наш внутренний код, иначе не выжить. Такие «проверки на дорогах» дают настоящий повод для гордости.

Если говорить о новейшем периоде, то можно гордиться переносом столицы. Вообще решение о переносе столицы было беспрецедентным, так как до этого то, где будет находиться главный город страны (Оренбург, Кызылорда, Алма-Ата – не в хронологическом порядке), всегда определялось за пределами республики.

Во-вторых, можно безусловно гордиться достижениями наших соотечественников на мировой арене. Вообще я большой поклонник и сторонник развития человеческого капитала республики. Так, учась в США, я однажды пришел к врачу, который, узнав, что я из Казахстана, произнес имя Александра Винокурова с сильным американским акцентом. Я удивился, так как это было в аграрной Оклахоме. Так что достижения казахстанцев известны далеко за пределами республики.

В-третьих и самое главное, за годы независимости в Казахстане сформировалось понятие «казахстанский», которое для нас стало естественным. Действительно, есть казахстанская литература, музыка, искусство, вино, культура, которые, кажется, были всегда. Вместе с тем это качественно новое явление, которого никогда раньше не было. До этого здесь были каганаты, ханства, империи, социалистические республики, в которых «казахстанское» не могло зародиться по определению.

Почему это важно? Да потому, что казахом стать нельзя, а можно только родиться. А вот казахстанцем стать вполне реально. И грек, и католик, и протестант, и православный, и атеист, и предприниматель, и спортсмен, и ученый могут быть казахстанцами. Такое происходит впервые в истории страны. Например, после определенных событий как минимум два ярких представителя международного бизнеса стали казахстанцами.

Таким образом Казахстан за годы независимости показал, что может быть привлекателен прежде всего как место притяжения лучших из лучших. Это дивиденды казахстанского мира. В этом, по-моему, сила, брат.

Выбор редактора
Ошибка в тексте