Золотая лихорадка на рынке секонд-хенда: растут продажи, акции и аудитория
Как искусственный интеллект, пошлины Трампа и зумеры двигают рынок ношеной одежды

В первом полугодии 2025-го акции американской компании ThredUp выросли на 500%. Такой взрывной рост на бирже — случай сам по себе нечастый, а если учесть, что ThredUp — это стартап, занимающийся секонд-хендом, то и вовсе удивительный. Однако СЕО компании Джеймс Рейнхарт в недавнем интервью Sherwood News раскрывает секрет: по его словам, дело — в жизненной позиции молодого поколения и силе искусственного интеллекта. По его словам, ИИ позволяет персонализировать предложения и прогнозировать поведение покупателей. Доказательство — в 2024 году ThredUp увеличила оборот более чем на 20%, в значительной степени благодаря интересу поколения зумеров.
Восходящий тренд на рынке подержанной одежды и обуви заметили не сегодня. В марте 2025 года The Guardian писала, что «ресейлеры начали отвоевывать долю рынка у крупных ретейлеров одежды». Продажи секонд-хенда на тот момент составляли $227 млрд, или 9% от общего объема продаж одежды. За 2024 год мировые продажи выросли на 15%, что более чем в четыре раза превышает темпы роста fashion-рынка в целом. Ожидается, что в 2025 году продажи вырастут еще на 11%.
Среди ключевых драйверов секонд-хенда — не только внедрение ИИ на платформах продаж, но и изменение торговой политики, в частности — пошлины Трампа. Рост тарифов на импорт одежды в США делает новые вещи дороже, что подталкивает американцев к покупкам в магазинах и приложениях секонд-хенда.
Как отмечало издание AP News в апреле 2025-го, краткосрочный рост потребительских цен в США оценивается в 65% на одежду и в 87% на кожаные изделия. «Такой рост цен может побудить экономных покупателей обратиться к сайтам онлайн-перепродажи, комиссионным магазинам и магазинам секонд-хенда в поисках выгодных предложений или способа обменять свои вещи на наличные. Бывшие в употреблении вещи стоят дешевле новых и облагаются пошлинами только в случае импорта из-за рубежа», — напоминает СМИ.
Третий фактор — смена поколений. Зумеры и миллениалы, которые составляют ядерную аудиторию ресейл-платформ, рассматривают секонд-хенд не как компромисс, а как стиль жизни. Для них б/у вещи — это не про бедность, а про осознанное потребление, индивидуальность и экономию. Согласно исследованию GlobalData, на которое ссылается The Guardian, 68% молодых людей в Британии в 2024 году году совершили покупки подержанных вещей.
И хотя китайские интернет-магазины вроде Temu тормозят разгон секонд-хенда, предлагая альтернативу небогатым покупателям, аналитики уже не сомневаются в перспективах ресейлеров. Различаются только оценки в прогнозах: от 5,8 до 11% среднегодового прироста.
Можно сделать вывод, что «бедный родственник» индустрии моды становится полноправным «членом семьи»: компании по продаже секонд-хенда выходят на IPO, инвестируют в ИИ и сотрудничают с люксовыми брендами.
А что же в Казахстане? Отдельную статистику по секонд-хенду найти не удалось: подержанные вещи в основном продают в магазинах формата стрит-ретейла, на блошиных рынках и на платформах онлайн-объявлений вроде классифайда OLX. Количество пользователей и сделок на подобных сайтах растет: так, OLX.kz в 2022 году заявлял, что на платформе совершается 12 сделок в минуту, в 2023-м — 37 сделок каждые 60 секунд.
Относительно же физических магазинов картина иная. По наблюдениям завсегдатаев-алматинцев, с 2022 года количество магазинов сокращается, уменьшается и ассортимент, а цены растут. Связано это, по всей видимости, с геополитикой: из-за войны в Украине поставки вещей через Россию затруднены, а растущий курс евро (в основном секонд-хенд в Казахстан везут из Европы) делает импорт всё дороже. С полок исчезли тяжелые вещи — сумки, ремни, шторы, зимняя обувь, зато стало больше детской одежды: соотношение «вес — цена» в этой категории наиболее выгодное для продавца. Среди покупателей в секонд-хендах Алматы преобладают женщины 30–50 лет, хотя немало и молодежи. Но вот совсем юных — зумеров и поколение Альфа, как говорят завсегдатаи, там встретишь нечасто.