Выживут ли казахстанские поставщики без льгот?
Без местного содержания
Фонд «Самрук-Казына» принял новые правила закупок для компаний, входящих в его группу. Как известно, приобретение ими товаров работ и услуг не подпадает под действие закона о государственных закупках. Главное новшество правил – исключение норм, предусматривающих приоритет отечественных поставщиков.
Изменились правила закупок группы компаний «Самрук-Казына»
С 18 апреля 2016 введены в действие правила закупок с учетом изменений и до... →
Тем самым пал последний бастион в системе поддержки «местного содержания», которая выстраивалась долгие годы. И разрушался он тоже очень долго, ведь еще с самого момента начала переговоров по вступлению в ВТО было, в принципе, понятно, что со льготами для казахстанских поставщиков в сфере госзакупок рано или поздно придется попрощаться.
Напомним, что ранее в правилах осуществления госзакупок местное содержание было критерием, влияющим на конкурсное ценовое предложение участников конкурса. За каждый процент местного содержания условная цена конкурсной заявки уменьшалась на 0,1%. Подтверждалось это содержание сертификатом о происхождении товара формы CT-KZ. Но еще в середине 2014 данный пункт был исключен, а с нынешнего года вступило в силу новое законодательство о госзакупках, где нет ни условной скидки, ни других льгот для местного содержания.
Тем не менее, правила закупок фонда «Самрук-Казына» все это время продолжали действовать в прежней редакции, которая сохраняла получение условной скидки при предоставлении сертификата СТ-KZ. И это было жизненно важно, поскольку компании, входящие в группу фонда, являли собой ключевой сегмент рынка закупок, да и внутреннего рынка в целом. Теперь отменена и эта норма.
В поисках обходных путей
Почему участвующий в госзакупках МСБ не поддерживают в РК
Председатель правления Национальной индустриальной палаты Казахстана Тимур ... →
Остались ли какие-либо еще варианты для поставщиков «made in Kazakhstan», чтобы получить особые условия? Переходный период до 2021 года предусмотрен лишь для закупок недропользователей, входящих в группу «Самрук-Казыны». При закупках они смогут предоставлять отечественным поставщикам условные скидки, освобождать их от всех видов обеспечений и выплаты обязательного аванса.
В законе о госзакупках предусмотрено «оказание поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан». Однако внятных механизмов оказания подобной поддержки нет. Правда, с апреля нынешнего года вводится такой механизм, как госзакупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
Суть в том, что государство совместно с Национальной палатой предпринимателей формируют реестр квалифицированных потенциальных поставщиков. А затем закупки осуществляются через конкурс среди тех, кто включен в этот реестр. В законодательстве прямо не сказано, что квалифицированные потенциальные поставщики должны быть только казахстанскими. Однако вполне возможно, что это подразумевается, и речь идет о косвенной поддержке отечественных компаний.
Напомним, что ранее, еще на стадии принятия нового закона о госзакупках, министр финансов Бахыт Султанов отмечал, что есть «различные способы контролировать процесс доступа отечественных товаропроизводителей, предприятий малого и среднего бизнеса к закупкам национальных компаний, и мы эту работу, конечно же, будем проводить».
Поддержка 2.0.
Кто выиграл самые большие тендеры в Казахстане
Forbes Kazakhstan представляет рейтинг крупнейших получателей государственн... →
Но какие бы обходные варианты не удалось найти, следует признать, что неизбежна смена доминанты в отношениях между государством и квазигосударственным сектором, с одной стороны, и частным бизнесом, с другой. В течение долгого времени она строилась на том, что надо покупать свое, пусть даже хуже и дороже. Сейчас мы наблюдаем за тем, как эра «местного содержания» уходит в прошлое.
И дело тут не просто в нормах ВТО и ЕАЭС. Падение доходов и необходимость жесткой экономии так или иначе заставили бы пересмотреть подходы к госзакупкам, ориентируясь на соотношение цены и качества, а не страны происхождения. Здесь нужно добавить и нормы о так называемом национальном режиме - необходимости допуска к госзакупкам иностранных товаров и иностранных поставщиков работ и услуг на равных основаниях с казахстанскими.
Переход к новой модели будет болезненным. Во-первых, он совпал с периодом, когда рыночный спрос итак упал, и именно госзаказ рассматривался для многих видов бизнеса в качестве единственного «луча света». Во-вторых, говорить о равной конкуренции отечественных поставщиков с зарубежными в подавляющем количестве отраслей не приходится.
Поэтому государство не имеет права в своей экономической политике просто так взять и отказаться от поддержки отечественных поставщиков. Поддержка должна не только остаться, но и усилиться. Другое дело, что нужно сосредоточиться не на том, чтобы искать лазейки в конкурсных процедурах. Фокус в поддержке отечественных поставщиков должен быть смещен с последней стадии – закупок на начальную стадию – условия для производства. Именно так и поступают в развитых странах. Они обеспечивают сильные сравнительные преимущества своим компаниям на этапе производства, а потом с чистой совестью требуют отмены барьеров на этапе конкуренции между готовыми товарами.
Перед Казахстаном стоит серьезный вызов – переходить к такому же формату, занимаясь системным стимулированием отечественного производства вместо механического снижения условной цены.