В Казахстане определили, чем отличается супермаркет от гипермаркета

В Минторговли РК разработали классификацию торговых объектов

Проход между полками в супермаркете
Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна быть достаточной, чтобы покупателям было удобно выбирать товары
Фото: © Pixabay/ccipeggy

Комитет торговли совместно с «КазСтандартом» (оба органа относятся к Министерству торговли и интеграции) разработали и ввели в действие национальный стандарт СТ РК 1754-2024 «Классификация торговых объектов». Об этом пресс-служба «КазСтандарта» сообщила 10 июля.

Как отмечено в пресс-релизе, в стандарте обновлены термины, установлена классификация торговых объектов и общие требования к ним. Пример нового термина — «Вендинговый автомат», который обозначает автоматизированное устройство для продажи товаров и автоматического приготовления, реализации пищевой продукции без участия продавца.

Стандарт также включает классификацию торговых объектов, которая теперь охватывает:

  • многофункциональное здание (комплекс) в торговой деятельности (где не менее 30% отдано под торговлю);
  • ⁠оптово-распределительный центр;
  • ⁠торгово-развлекательный центр;
  • ⁠торговый центр;
  • ⁠торговый дом;
  • ⁠гипермаркет;
  • ⁠супермаркет;
  • ⁠минимаркет;
  • ⁠модернизированный торговый рынок;
  • ⁠магазин (магазин у дома);
  • ⁠аутлет-центр;
  • ⁠дискаунт-центр;
  • ⁠торговый рынок;
  • ⁠выносной прилавок;
  • ⁠палатка (павильон);
  • ⁠киоск;
  • ⁠автомат;
  • ⁠вендинговый автомат;
  • ⁠автолавка.

Как видно из списка, теперь магазином в Казахстане называется только «магазин у дома» — небольшой торговый объект, предлагающий товары повседневного спроса для живущих неподалеку покупателей.

В стандарте описаны специфические признаки каждого вида объектов. Так, торговый дом от торгового центра отличается прежде всего размером: у первого площадь должна быть от 1000 кв. м, а у второго — от 5000 кв. м. Оба они должны иметь складские помещения, парковку для автомашин и туалеты как для посетителей, так и для персонала.

Также ТД и ТЦ, как и торгово-развлекательные центры, должны располагать объектами дополнительного назначения, которые косвенно повышают потребительскую активность: детские площадки, кинотеатры, объекты общепита, бытового обслуживания и т. д.

Ассортимент в торговых домах и центрах широкий, и это означает, что там продаются не только товары первой необходимости и повседневного спроса, а самые разные товары различных групп. Уровень цен в ТРЦ, ТЦ и ТД допускается высокий. А вот объекты с низкими ценами, согласно стандарту, должны быть оптово-распределительные центры, супер- и гипермаркеты, модернизированные и традиционные рынки, аутлеты и дискаунт-центры. Средние по уровню цены устанавливают минимаркеты и автолавки, считают в «КазСтандарте».

Минимаркет, по правилам, больше магазина у дома: его площадь — до 1000 кв. м, тогда как магазин не должен быть больше 200 кв. метров. Для минимаркета обязательны паркинг, склад и предоставление услуг консультанта, чего не нужно магазину. А вот туалеты в обеих категориях могут быть только для персонала.

Аутлет от дискаунт-центра, как следует из документа, отличает одно: в аутлете не могут продаваться продовольственные товары. Цены и там и там должны быть низкими.

Между гипермаркетом и супермаркетом в сравнительной таблице стандарта отличие только одно: наличие расчетно-кассовых узлов, чего требуют от «гипера». Что касается площади этих объектов, то у гипермаркета она, по стандарту, от 2000 кв. м, а супермаркета — до 5000 кв. м.

Помимо классификации, «КазСтандарт» перечислил общие требования к торговым объектам, такие как обеспечение безопасности жизни и здоровья покупателей, освещенность и благоустроенность прилегающей территории, удобные подъездные пути и пешеходный доступ к входу и т. д. Строящиеся и реконструируемые торговые объекты должны обеспечить лицам с инвалидностью и маломобильным группам населения возможность пользоваться всеми их опциями, включая туалеты. 

Эксперты «КазСтандарта» считают, что новый стандарт будет способствовать созданию прозрачной и понятной системы для всех участников рынка, повышая удобство и комфорт для потребителей.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте