Дело в шляпе. Как производитель головных уборов планирует завоевать рынок
- В Казахстане мало кто занимается головными уборами, однако перспективы у шляпного дела есть, – так начинает рассказ об основании своего салона эксклюзивных шляп Elegant Бакыт Алимбекова.
СЭШ Elegant – это предприятие полного цикла производства головных уборов, от разработки дизайна и конструкции до пошива и реализации. Для этого имеются полностью оборудованные производственные помещения площадью более 540 кв. м, мощность которых составляет 300 млн тенге в год, и штат из 30 специалистов, изготавливающих изделия.
Казахстанки рассказали, как создать свой бренд и выйти на мировой рынок
Об этом на Евразийском женском бизнес-форуме говорили бизнес-леди, основате... →
Все сырьё, кроме овчины, закупается в зависимости от спроса на внешних рынках дважды в год. По словам Бакыт Алимбековой, основательницы компании, в Казахстане для шляп сырья нет. Поэтому велюровые колпаки из пуха кролика приобретаются на чешском заводе Tonak, фетровые колпаки – в России, каракуль – в Узбекистане, а вся фурнитура – в Италии.
Ассортимент салона сегодня представлен десятками моделей в сегменте «средний плюс». К слову, стоимость эксклюзивных шляп начинается от 15 тыс. тенге, широкополых – от 25 тыс. тенге, канотье – от 12 тыс. тенге.
- Мы стараемся, чтобы наши изделия были доступны, – поясняет предпринимательница. – Поэтому продажи в рознице идут хорошо – в среднем реализуется 170 моделей в год; если говорить об индивидуальных заказах, то они в малом объёме поступают из Казахстана, Японии, России и Германии.
Бакыт Алимбекова занимается производством головных уборов всю жизнь. Окончив Жамбылский технологический институт лёгкой промышленности, молодым специалистом пришла на Алма-Атинскую фабрику головных уборов, где начинала контролёром и откуда в 1997 году, будучи главным инженером, ушла в свой бизнес. Вместе с художником-модельером Натальей Богдановой, модистками Ниной Шило, Людмилой Роо и конструктором Любовью Ведмедьевой открыла свой бизнес, связанный с моделированием и производством женских, мужских, детских и национальных головных уборов.
Стартовый капитал составил $3000, на которые было куплено швейное оборудование, сырьё и арендовано помещение на ковровой фабрике.
- Поначалу нам приходилось самим искать заказы, изыскивать деньги для выплаты зарплаты, которая первое время у всех была одинаковой – $100. Со временем мы стали участвовать в тендерах – производство головных уборов для силовых структур, но поскольку коллектив был малочисленный, то и объёмы брали небольшие. А почувствовав уверенность в своих силах, стали участвовать в более крупных тендерах, – отмечает Бакыт Алимбекова.
Как математики занялись в Алматы производством соуса песто
Три друга построили в Алматы теплицу для выращивания зелени, а затем перешл... →
Всё это позволило в 2002 выкупить собственное помещение и докупить швейное оборудование. По словам собеседницы, это было как раз то время, когда спрос на шляпы рос несколько лет подряд.
- Мы шили на заказ эксклюзивные коллекции шляп для ВИП-персон, которые приходили к нам по рекомендации, – рассказывает Алимбекова. – А когда спрос на шляпы немного снизился, мы вновь стали делать акцент на тендерах.
2006 и последующие два года стали для Бакыт Алимбековой и её бизнеса настоящим испытанием.
- Здание, в котором был наш цех, попало под снос. А поиск, покупка в Рабочем посёлке на заёмные средства нового помещения и ремонт в нём отняли много времени. В итоге мы потеряли почти всех своих клиентов. Лишь в 2008 приступили к работе, и нам пришлось начать все сначала, – вспоминает собеседница.
Новый виток
Постепенно бизнес стал набирать обороты: наращивались мощности, открывались розничные точки продаж в 2012 в Астане и в 2015 в Алматы. По большому счёту всё это было обеспечено участием в тендерах по пошиву форменных головных уборов для силовых структур.
- Оборонный заказ помогает развивать основное направление нашего бизнеса. Но я хочу отойти от тендеров минимум на треть и начать производство головных уборов для розничных продаж, – поясняет директор салона. – Переход на массовый сегмент будет возможен в пятилетней перспективе, когда мы будем свободны в оборотных средствах, а значит, сможем увеличить производственные мощности, закупив оборудование, технологии и сырьё.
Как уроженка Казахстана добилась мирового признания в мире haute couture
Историю Ульяны Сергеенко часто сравнивают с историей Золушки – родилась и в... →
Стоит отметить, что сегодня компания все средства направляет на развитие, проведя за последние два года модернизацию предприятия. По словам Бакыт Алимбековой, только на закуп оборудования в 2016 было инвестировано около 20 млн тенге заёмных средств, полученных в фонде «Даму» по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020». В 2017 году в бизнес было вложено ещё $20 тыс. собственных средств. И ещё один транш в размере 20 млн тенге был инвестирован в оборудование и частично в оборотные средства в 2018. Всё это позволит стать более конкурентоспособными и в ближайшее время запустить производство линейки верхней женской одежды.
Что касается конкурентного поля, то сегодня на рынке преобладают импортные товары различного качества. В большинстве своём это недорогая и невысокого качества продукция китайского производства, также присутствуют более дорогие и качественные изделия западных производителей. Наряду с ними есть единичные местные цеха, которые с ориентацией на госзаказ выпускают либо фуражки и кепки, либо шапки.
- Но таких, кто в своем распоряжении имеет экспериментальный цех, художественную мастерскую и конструкторский отдел, в Казахстане нет, – добавляет она.
Более того, такое производство сегодня сложно создать, так как это потребует больших инвестиций и опытных кадров – швейников и технологов, в которых внутренний рынок сегодня испытывает дефицит.
- В учебных заведениях страны нет специальностей по шитью головных уборов, – сетует предпринимательница. – Учитывая то, что мы хотим отдать предпочтение производству головных уборов для розницы, нам нужны универсальные прикладные знания, которые позволят сделать процесс производства менее трудоёмким, а изделия- лёгкими и современными. Именно технолог мог бы помочь нам перенять зарубежный опыт, раскрывающий все нюансы массового производства.
Бренд на экспорт
Как основать собственный бренд одежды в Казахстане
Если сегодня Татьяна Тарвердян – успешный дизайнер, представленный в шоу-ру... →
Чтобы завоевать местный рынок, нужно зарекомендовать себя на международном.
- Таковы реалии для казахстанского бизнеса, диктуемые взыскательным потребителем, – отмечает собеседница и добавляет: – Сделать первый шаг в этом направлении сегодня возможно, в том числе через участие в бизнес-инкубаторе для дизайнеров Kazakhstan brand incubator, создателем которого является Аяжан Жаксыбай, в рамках программы по подготовке коллекций и бренда на экспорт.
Стоить отметить, что обучение в бизнес-инкубаторе проходит при поддержке ЕБРР, в том числе и финансовой.
- Это отличная возможность улучшить маркетинг, брендирование, технологии, финансы, а также разработать стратегию по выходу на международные рынки, – поясняет предпринимательница. – Мы планируем выйти на выставку White Milano, которая состоится в будущем году, и презентовать свою коллекцию головных уборов.