Турлов рассказал о новой компании в Эстонии и зарубежной экспансии Freedom
Холдинг имеет бизнес-интересы в нескольких странах
Основатель и мажоритарный акционер Freedom Holding Corp. Тимур Турлов рассказал о региональной экспансии холдинга. За последние два года список стран, в которых компания имеет бизнес-интересы, пополнился несколькими локациями: Турция, Грузия, Таджикистан, Эстония.
Грузия. Турлов прежде всего отметил, что Freedom Holding совершает «с десяток сделок каждый год», даже не находясь в активном поиске. «Очень многие проекты, которые мы начинали раньше, продолжают развиваться, — сказал он. — Считаем, что те технологии, которые мы «построили», должны развиваться и на других рынках. Мы недавно получили разрешение на открытие банка в Грузии. Я уверен, что это не последняя сделка, которую мы делаем на постсоветском пространстве». Напомним, о том, что Freedom планирует создать «дочку» Фридом банк Казахстан в Грузии с уставным капиталом 5 млн лари (около $1,8 млн по текущему курсу на конец сентября 2025-го), стало известно в середине сентября 2025 года. В конце ноября регулятор разрешил финансовому институту совершить это действие.
Турция. Развитие Freedom «в сторону Турции» спикер назвал «достаточно логичным». 1 декабря 2025-го Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщил, что Freedom Holding Corp. ведет переговоры о приобретении турецкого банка — TurkishBank, в холдинге информацию подтвердили с пометкой, что «окончательное решение еще не принято и что требуется разрешение турецкого регулятора».
«Мне не хотелось бы сейчас спойлерить и объявлять о сделке, пока она не подписана. Мы пока не подписали никаких сделок, но в целом нам интересна региональная экспансия», — сказал Турлов на пресс-завтраке с журналистами в Алматы 9 декабря. Он пояснил, что Freedom «не планирует какой-либо крупной сделки здесь». «Это, скорее, попытка получения лицензии, а не покупка какого-то крупного института. В этом смысле мы, мне кажется, на наших конкурентов достаточно похожи по своему принципиальному подходу к этому, в том числе по турецкому рынку. Уверены, что те навыки и знания, которые мы получили на нашем домашнем рынке, позволят нам успешно конкурировать и на других рынках», — сказал бизнесмен.
Помимо банка, Freedom Holding заинтересован в создании в Турции брокерской компании. «Турция — крупнейший рынок Евросоюза (больше всей Центральной Азии и по населению, и по ВВП), он находится в процессе активной цифровой трансформации. В Турции очень большой внутренний фондовый рынок, на нем присутствует большинство глобальных [брокерских] домов, турки очень любят торговать на фондовом рынке, объем средств домохозяйств, которые инвестируются на турецком рынке, очень большой, — обрисовал ситуацию бизнесмен. Для нас этот рынок, безусловно, очень интересный».
Турлов рассказал, что Freedom находится в процессе согласования с турецким регулятором всех технических требований и приводит в соответствие с ними свои IT-системы. По его предположению, в горизонте одного-трех месяцев холдингу дадут зеленый свет — «и можно будет начинать полноценное развитие нашего брокерского продукта». «Надеюсь, что в следующем году (2026-м — F) и какой-то банковский продукт там появится. Это будет полноценная экосистема. Потому что нам неинтересно строить брокера, который не будет в существенной мере полагаться на банк», — пояснил спикер.
Напомним, в январе 2025-го совет по рынкам капитала Турции одобрил запрос Freedom Financial Services (Freedom Finansal Hizmetler AŞ) на создание новой брокерской компании, указывалось в информационном бюллетене турецкого регулятора, датированном 9 января. Из документа следовало, что новый брокер будет называться Freedom Investment Securities AŞ (по-турецки — Freedom Yatırım Menkul Değerler AŞ). Детали его появления на свет в сообщении турецкого регулятора не озвучивались.
Таджикистан. По словам Турлова, Freedom сейчас активно запускает продукты в Таджикистане, где получил лицензию в прошлом году (в октябре 2024-го — F). «За год мы построили хорошую инфраструктуру, запустили там картоматы, многие продукты, которые стали стандартом для рынка Казахстана и которые для Таджикистана пока еще являются чем-то принципиально новым».
Спикер отметил, что Freedom «перерабатывает процессы, интеграции, подходы, многие другие вещи». Турлов надеется, что холдинг сможет «активно экспортировать технологию» и «строить как минимум региональную сеть цифровых банков с похожим ядром технологий». «Это укрепит внутреннюю интеграцию. И позволит Freedom занять место главного интерконнектора всей Центральной Азии, стать банком, который объединит национальную платежную систему, для того чтобы люди переводили деньги друг другу плюс-минус во всем тюрском мире, без масштабной зависимости, в том числе от западной, российской и какой-либо другой инфраструктуры», — сказал он.
Эстония. В комментариях для Forbes Kazakhstan Тимур Турлов рассказал о новой компании, о приобретении которой холдинг объявил в ноябре 2025-го. Это компания называется Wallet Solutions, она, как сообщалось, «предоставляет услуги по работе с виртуальной валютой». Турлов пояснил: «Это европейский брокер, который имеет право оказывать услуги [связанные] с криптовалютами, торговлей криптовалютами. В Европе у компании есть лицензия на хранение и покупку крипты. Мы в Европе обслуживаем 600 тыс. клиентов уже сейчас. Хотим в будущем расширить лицензию до общеевропейской лицензии по стандарту MiCA и на базе Wallet Solutions интегрировать услуги по торговле криптовалютой для своих европейских клиентов».
К Казахстану компания, по словам бизнесмена, «не имеет отношения». «Для казахстанцев операции с криптой будут доступны на платформе МФЦА, это единственный возможный способ. Мы активно работаем над этим проектом, получили разрешение регулятора — наша лицензия дополнена возможностью совершать сделки со всеми основными криптовалютами. Мы находимся в процессе активной разработки продута и рассчитываем в ближайший месяц получить лицензию на право хранения крипты для наших клиентов, чтобы окончательно «собрать» продукт.
Тимуру Турлову принадлежит примерно 70% Freedom Holding Corp. Бизнесмен — № 2 в рейтинге 75 богатейших, его состояние — $5,8 млрд на май 2025-го, в рейтинге 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана по версии Forbes Kazakhstan он № 4.