Teniz Capital: Оборонная промышленность Европы как драйвер экономики
Что может стать причиной для восстановления экономики ЕС, объясняет советник председателя правления Teniz Capital Investment Banking Данияр Копбаев, CFA

Инвестиционный банк Teniz Capital Investment Banking выпустил аналитический отчет «Переосмысление Европы: Инвестиции в эпоху фискального смягчения», в котором аналитики представили свое видение, к чему приведет новая фискальная политика Евросоюза.
Данияр, мы наблюдаем разворот на 180 градусов в фискальной политике Евросоюза, хотя ранее ЕС придерживался жестких ограничений. Насколько своевременен новый тренд на смягчение?
— Этот поворот стал необходимостью: Европе нужно укреплять оборону, восстанавливать производственные цепочки и преодолевать промышленный спад на фоне глобальной нестабильности. Евросоюз был вынужден пересмотреть свою зависимость от США.
Дорожная карта этого процесса, если можно так выразиться, отражена в докладе Марио Драги «Будущее конкурентоспособности ЕС» (сентябрь 2024) и «Компас конкурентноспособности» Европейской комиссии (январь 2025). В частности, Драги выделяет низкую производительность как ключевую проблему Европы и призывает к целенаправленной промышленной политике, а также к ежегодным инвестициям в размере 750-800 миллиардов евро (5% ВВП ЕС) для цифровизации, декарбонизации и укрепления обороны.
В свете риторики президента США Трампа эксперты стали говорить о том, что мир ожидает новый глобальный оборонный суперцикл. Ваше мнение по этому поводу?
— Европейские страны будут увеличивать свои расходы на оборону в свете геополитической напряженности и очевидных сигналов США о прекращении гарантий безопасности, возникших в период холодной войны, а также в свете риска эскалации конфликта в Индо-Тихоокеанском регионе. Ожидается, что бюджеты на оборону в Европе будут ежегодно расти на 6,1% с 2023-го по 2035 год, опережая темпы роста в США (1,7%), России (3,2%) и Китае (3,1%). Это увеличение расходов отражает стремление Европы преодолеть историческое недофинансирование и достичь большей стратегической автономии от США. Среди крупных европейских оборонных корпораций уже был отмечен значительный рост акций. Например, немецкая Rheinmetall (RHM) выросла на 14%, итальянская Leonardo (LDO) закрылась ростом на 16%, британская BAE Systems (BA.) выросла на 15% и т. д.
В этой связи как можно охарактеризовать экономическую политику ЕС сегодня, какие вы видите тренды?
— Ожидание снижения цен на энергоносители может снизить инфляцию и позволить Европейскому центральному банку смягчить денежно-кредитную политику, что в свою очередь стимулирует инвестиции и рост экономики. Ограниченное перемирие может увеличить ВВП еврозоны на 0,2%, а устойчивый мир — до 0,5%. Увеличение оборонных бюджетов из-за сокращения участия США в Европе может повысить ВВП на 0,9–1,5%, особенно если средства будут направлены на научные исследования и разработки.
Европейские ценные бумаги, торгующиеся с дисконтом по сравнению с рынком США, привлекают внимание инвесторов благодаря макроэкономическим факторам, таким как замедление инфляции и снижение процентных ставок. Доклад Драги представляет отраслевые ориентиры для инвесторов, выделяя энергетику, оборону, чистые технологии и критически важные сырьевые материалы. Повторюсь, что европейский оборонный сектор переживает подъем. Программа «ReArm Europe» предусматривает €150 млрд в виде кредитов и €650 млрд фискального пространства на четыре года, что создает благоприятные условия для компаний в сфере оборонной промышленности. Новая фискальная политика ЕС становится мегатрендом и основным драйвером корпоративных прибылей и экономической устойчивости.
А что вы можете сказать об интересе инвесторов к европейским бумагам и инструментам?
— Инвесторы преодолели традиционную осторожность в отношении инвестиций в сектор обороны и всё активнее направляют капитал в европейские биржевые фонды (ETF), ориентированные на местные компании. Недавно был запущен первый ETF исключительно для европейских оборонных компаний — WisdomTree Europe Defence UCITS ETF (WDEF), котирующийся на Deutsche Börse Xetra, Borsa Italiana и Лондонской фондовой бирже. Он отслеживает собственный индекс WisdomTree, запущенный в октябре 2024 года, и инвестирует в двадцать европейских компаний из сферы гражданского оборонного оборудования, электроники для обороны и космических технологий защиты. Из индекса исключены компании, связанные со спорными вооружениями, запрещёнными международным правом.
С января 2025 года значительный приток капитала наблюдается у двух крупных фондов: VanEckDefense UCITS ETF (DFNS) объемом $3,3 млрд и HANetfFuture of Defence ETF (NATO) объемом $1,6 млрд. Оба фонда более чем наполовину состоят из американских компаний. Мы прогнозируем дальнейшую переоценку акций европейского сектора обороны инвесторами по мере признания ими высоких перспектив роста сектора при улучшении прозрачности его развития.
О каких рисках стоит помнить?
— Чрезмерное регулирование, высокий уровень долга в частном секторе и возможный контроль за кривой доходности со стороны ЕЦБ могут ослабить рост. Ослабление евро, в свою очередь, может привести к росту издержек и снижению маржинальности.