Свернет ли экономика Казахстана с «греческого пути»?
Нынешний кризис в ярком свете обнажил самую главную проблему нашей экономики – отсутствие диверсификации. Сильная сырьевая зависимость привела к тому, что состояние экономики РК и уровень благосостояния населения напрямую зависят от цены на нефть.
На что Казахстан тратил деньги Нацфонда в течение 15 лет
При цене на нефть ниже $30 средств Нацфонда хватит лишь на пять лет →
Пока негативное влияние низких цен на нефть на казахстанскую экономику сглаживается за счет средств Нацфонда. Однако если цены останутся на нынешнем уровне на долгий срок, Нацфонд в конце концов истощится. А как только закончится наша нефтедолларовая «заначка на черный день», правительство будет вынуждено пойти по греческому пути, используя такие непопулярные меры, как сокращение социальных расходов, зарплат госслужащих, пособий и пенсий.
О текущей экономической ситуации
Прежде всего, отмечу, что для нашей сырьевой экономики переход на плавающий курс тенге был абсолютно верным решением. Фиксация курса нацвалюты для поддержания благосостояния населения приводит лишь к ускоренному сжиганию средств Нацфонда, что означает более быстрый переход на греческий вариант борьбы с кризисом.
Девальвация и достижение равновесных значений курса тенге резко снизили давление на бюджет и Нацфонд. Однако сильно упал внутренний спрос, что начало оказывать серьезное давление на развитие ненефтяной части экономики (нефтяная часть уже давно «просела» вместе с ценами на нефть).
Снижение спроса произошло по следующим причинам:
· Двукратная девальвация тенге с августа 2015 и высокая импортозависимость страны привели к росту инфляции и резкому снижению покупательской способности населения.
· Из-за сокращения расходов произошло снижение спроса на товары и услуги со стороны государства, госкомпаний, и сырьевых экспортеров, которые занимают большую долю в нашей экономике.
Помимо этого, крайне негативное влияние на развитие бизнеса в Казахстане в целом оказывают недостаток тенговой ликвидности и высокая стоимость финансирования в национальной валюте.
Причины этого следующие:
Нацбанк и банкиры договорились: «сушка» рынка закончилась
Противостояние Нацбанка и банков второго уровня, похоже, заканчивается: рег... →
· Недоверие к денежно-кредитной политике Нацбанка привело к высоким девальвационным и инфляционным ожиданиям населения и бизнеса, которые стали переводить свои сбережения и свободные средства в валюту. На конец 2015 валютные депозиты составляли 69% в целом и 79% - у населения.
· Высокие девальвационные и инфляционные ожидания вынуждают Нацбанк проводить жесткую денежно кредитную политику. Какое-то время он не предоставлял банкам ликвидность в тенге, а сейчас предоставляет её под 19%.
Недостаток и дорогое фондирование банков в тенге привели к резкому удорожанию кредитов для бизнеса и населения. За этим последовало снижение спроса на кредиты и сокращение кредитования экономики в целом. Уменьшение кредитования практически напрямую означает снижение роста экономики, а затем и переход к её падению.
При этом базовая ставка Нацбанка в ближайшее время сильно не упадет, - это связано с текущим высоким уровнем инфляции и продолжающимися девальвационными и инфляционными ожиданиями. В таких условиях вливание «дешевых» денег в экономику приведет к новому витку девальвации и росту инфляции.
О госбюджете
Правительственный бюджет на 2016 был утвержден в конце 2015 и основывался на цене нефти на уровне $40 за баррель, стоимости доллара США 300 тенге и ожиданий по инфляции в коридоре 6-8%. Сейчас правительство думает о пересмотре бюджета, поскольку нынешняя ситуация уже существенно хуже запланированных допущений.
Дефицит бюджета на 2016 запланирован на уровне 1,6% к ВВП (3,0% в 2015). Судя по сокращению прогнозного показателя по отношению к прошлогоднему, ситуация неплохая, однако в действительности это ни о чем не говорит. Фактически дефицит госбюджета гораздо выше. Так, на 2016 запланированы трансферты из Нацфонда в размере 3 трлн тенге, что составит 36% от доходов бюджета. По мере падения цен на нефть доля трансфертов в бюджет увеличивается – например, в 2013 она составляла 22%.
То есть расходы госбюджета всё в большей мере покрываются за счет накопленных ранее денег. А из-за падения цен на «черное золото» поступления нефтяных доходов в Нацфонд стали меньше сумм использования Нацфонда.
Благодаря девальвации тенге трансферты из Нацфонда в долларовом эквиваленте удалось сократить. При запланированном курсе 300 тенге за доллар трансферт в 3 трлн тенге был бы равен $10 млрд, а при текущем курсе понадобится потратить $8,1 млрд.
Дефицит бюджета, который не покрывается Нацфондом, будет закрываться в основном за счет внешних заимствований, а также внутренних заимствований от ЕНПФ. Недавно было объявлено, что в ближайшее время деньги Единого накопительного пенсионного фонда будут использоваться только для этой цели. Отмечу, что финансирование дефицита бюджета за счет покупки госбумаг игроками корпоративного и банковского секторов крайне ограничено. Это связано с тем, что ЕНПФ покупает эти бумаги по доходности существенно ниже рыночной, что делает их непривлекательными для других участников рынка.
Таким образом, из-за низких цен на нефть ситуация становится хуже не только для нефтяных экспортеров, но и для всего населения и бизнеса. Упавшие нефтяные доходы бюджета заменить нечем, и страна достаточно быстро проедает свою заначку (Нацфонд), несмотря на то, что девальвация позволила несколько притормозить этот процесс.
Что делать?
Девальвация спасла нефтяников, но не Нацфонд
Падение стоимости нефти привело к четырехкратному сокращению поступлений в ... →
В краткосрочной перспективе при сохранении низких цен на углеводороды не видно никаких драйверов для роста нашей экономики. Ситуация отсутствием доверия к экономической политике, из-за чего Нацбанк и правительство вынуждены проводить жесткие меры, снижая ликвидность тенге, поддерживая высокие процентные ставки и сокращая госрасходы.
В среднесрочной перспективе при низких ценах на нефть снижение инфляции и девальвационных ожиданий со стороны населения и бизнеса возможны только при условии проведения экономическими властями разумной монетарной и фискальной политики. Это должно привести к снижению долларизации депозитов, смягчению денежно-кредитной политики Нацбанка и появлению возможности увеличить государственные расходы. Все эти факторы, в свою очередь, будут стимулировать рост ненефтяной части экономики, поддержки спроса со стороны государства и увеличения объема и снижения стоимости кредитования.
Однако даже если Нацбанк и правительство будут проводить толковую фискальную и монетарную политику, существенно снизить ставки по кредитам в ближайшие два года всё равно не получится. Для этого снижения ставок нужны низкая инфляция и снижение инфляционных ожиданий. Это, в свою очередь, может произойти только при наличии доверия к экономической политике властей и при условии, что низкая инфляция продержится достаточно долго.
В долгосрочном плане к росту экономики должны привести структурные реформы, проводимые правительством. Однако фактически они начались только сейчас и в ближайшие несколько лет не окажут влияния на рост экономики. В целом результаты таких реформ зависят от целого ряда факторов, многие из которых в настоящее время не вызывают оптимизма. Однако это отдельная большая тема.
Ключевая проблема – отсутствие ясности
Казахстан идет по пути Эр-Рияда, а не Дубая
Нефть, вновь подешевевшая до уровня ниже $30 за баррель, еще острее ставит ... →
В конце каждого года правительство и Нацбанк выпускали совместное заявление об основных направлениях экономической политики на следующий год. Подобное заявление на 2015 год было выпущено в декабре 2014. Я специально привожу ссылку на этот документ, так он показывает: несмотря на падающие цены на нефть и пессимистичные прогнозы по ним, наши экономические власти в то время продолжали витать в облаках. Одно только заявление документа о том, что Нацбанк и правительство не будут допускать резких колебаний обменного курса тенге, уже говорит о многом. К сожалению, такой несерьезный подход к фундаментальным проблемам экономики очень дорого обошелся стране.
Уже наступил февраль, а мы так и не увидели заявления об экономической политике на 2016 (а лучше на ближайшие три года). А ведь именно сейчас нам как никогда важно понимать, какие меры собираются предпринимать наши власти, чтобы переломить ухудшающуюся экономическую ситуацию. Прежде всего, это касается того, при каких условиях Нацбанк и правительство будут готовы смягчить свою экономическую политику и что они делают для создания этих условий.
Прозрачность и подотчетность
Вопрос на $64 млрд: исчезнет ли Национальный фонд РК?
Статья под таким заголовком была опубликована в Wall Street Journal в пятни... →
В дополнение к сказанному о государственном бюджете необходимо добавить, что он не отражает всех доходов и расходов государства. То есть часть госдоходов и расходов находится вне контроля парламента.
Так, в бюджете не отражаются поступления в Нацфонд, а также внебюджетные расходы, сделанные из него. К примеру, часть внебюджетных госрасходов в 2015 была профинансирована Нацбанком. В частности, из Нацфонда были выделены средства на покупку облигаций холдингов «Байтерек» и «КазАгро»; вне бюджета были профинансированы некоторые другие госпрограммы и госрасходы.
Но больше всего поразило то, что в 2015 Нацбанк и Нацфонд неожиданно для всех «живыми деньгами» вне бюджета профинансировали ФНБ «Самрук-Казына» на сумму 1,5 трлн тенге (каждый по 750 млрд). До сих пор никто не объяснил целесообразность такого использования государственных денег. Для сравнения, в 2015 правительство в целом потратило 1,7 трлн тенге на социальную помощь и социальное обеспечение, а это крупнейшая статья расходов госбюджета.
С этой точки зрения необходимо, чтобы правительство как можно быстрее перешло на консолидированный бюджет, как уже много лет рекомендует МВФ. В этом случае в госбюджете, утверждаемом парламентом, будут учитываться все поступления и использование денег Нацфонда, что сделает его прозрачным и подотчетным всему обществу. Кстати, эта мера вполне укладывается в рамки обещанного усиления роли парламента.