Ставка на «стыковку»: новый этап в стратегии «Эйр Астана»

С чем связана следующая фаза роста компании, рассказал в интервью Forbes Kazakhstan Питер Фостер

Питер Фостер
Питер Фостер
Фото: © Андрей Лунин

До 2030 года «Эйр Астана» планирует выйти на новый уровень — как по числу маршрутов и пассажиров, так и по качеству предоставляемых услуг. В интервью Forbes Kazakhstan главный исполнительный директор компании Питер Фостер рассказал о ключевых направлениях стратегии, развитии дополнительных сервисов и планах на транзитные маршруты.

«У нас есть чёткий план роста на ближайшие годы. Если говорить о флоте, то до 2029 года мы увеличим его с 60 до 84 самолётов», — отмечает Фостер. По его словам, в первом квартале 2025 года рост провозной емкости составил 13,5%, а в ближайшие четыре года компания ожидает ежегодный рост в пределах от 10 до 20%.

В фокусе «Эйр Астаны» — развитие ключевых рынков: Китай, Индия, страны Персидского залива (в частности Саудовская Аравия), Япония, Корея и Юго-Восточная Азия.

Глобальные тренды: от нефти до торговых войн

Авиаперевозки как отрасль чутко реагируют на любые глобальные колебания — от стоимости нефти до геополитических рисков, добавляет глава «Эйр Астана».

«Положительный тренд — это стоимость нефти, она влияет на снижение цен на авиационный керосин. А это, в свою очередь, снижает наши операционные издержки», — поясняет он.

Однако не всё так безоблачно. «Слабость валют развивающихся стран, включая Казахстан, может повлиять на покупательскую способность населения и спрос на услуги. Другой тревожный тренд — возможная торговая война и глобальная рецессия», — отмечает Фостер. Несмотря на неопределённость, «Эйр Астана» сохраняет «осторожный оптимизм» на год вперёд.

Цифровая трансформация

Одна из важных приоритетных задач «Эйр Астана» — цифровая трансформация, продолжает собеседник. «Это положительно сказывается на внутренней эффективности и, главное, на пользовательском опыте», — подчеркивает он.

Так, компания готовит масштабный перезапуск мобильного приложения. «В конце мая мы выпустим обновлённое приложение с новым дизайном и улучшенным пользовательским интерфейсом. Мы стремимся сделать его максимально простым и доступным для всех категорий пользователей», — поделился планами Фостер.

Кроме того, приложение будет тесно интегрировано с программой для часто летающих пассажиров Nomad Club, позволяя участникам получать больше преимуществ.

Ставка на стыковку

Транзит — ключевая часть стратегии группы, обращает внимание главный исполнительный директор «Эйр Астана».

«Сейчас транзитный пассажиропоток составляет чуть более 10%. Мы уверены, что эта цифра вырастет по мере добавления новых маршрутов и расширения инфраструктуры, в частности нового международного терминала в Алматы», — говорит Фостер.

Впрочем, «Эйр Астана» стремится укрепить позиции главного транзитного хаба в Центральной Азии. «Наша цель — увеличить объёмы стыковочного трафика из региона на дальнемагистральные международные направления», — поясняет глава компании.

Тем временем он не раскрывает точные цифры прогнозируемого роста транзита, отметив лишь: «При росте флота до 84 самолётов полагаться исключительно на казахстанский рынок — неэффективно. Нам необходим международный транзит».

По словам Фостера, «Эйр Астана» видит спрос на самые разные маршруты. «У нас есть трафик из Кореи в Кыргызстан, из Европы — в Узбекистан, из Индии — в Кыргызстан и даже на внутренние направления в Казахстане. Мы также ожидаем пассажиропоток из Японии через Казахстан в Грузию и из Германии — в Северный Казахстан», — уточняет он. И тут же добавляет, что компания делает ставку на мультипликативный эффект: по мере роста маршрутной сети увеличиваются и возможности для транзита.

Что с США?

Говоря о планах по запуску рейсов в США, Фостер объясняет, что они напрямую зависят от поставок Boeing 787. «Недавно нам сообщили о новой задержке поставок — теперь ожидаем их во второй половине 2026 года», — констатирует он. Кроме того, пока не решён вопрос с возможностью пролёта через воздушное пространство России — это критически важно для построения маршрута.

Дополнительные источники дохода

«Большинство дополнительных услуг, таких как выбор места, провоз негабаритного багажа, транспортировка животных, у нас уже есть», — говорит Фостер. Одним из направлений дальнейшего развития станет внедрение Wi-Fi на борту. Пока он доступен только на Boeing 767 и запланирован для Boeing 787. В будущем его могут распространить и на Airbus  A321LR.

«FlyArystan взимает плату за каждую дополнительную услугу. В Air Astana они уже включены в тариф. Но у нас также есть гибкие тарифные опции — например, возможность выбрать более дешёвый билет с ограниченным багажом», — замечает он.

Помимо этого, компания продвигает продукт MyUpgrade и услугу повышения класса обслуживания на стойках регистрации, а также услугу MySeat — комфортные кресла в экономклассе.

Дополнительным источником дохода станет новая дочерняя структура — Air Astana Terminal Services, уверен Фостер. «Компания будет предоставлять полный спектр наземного обслуживания — не только для Air Astana, но и для всех авиаперевозчиков. Начнём с алматинского аэропорта, затем — Астана, а потом и другие казахстанские аэропорты», — раскрывает детали он.

Отвечая на вопрос о возможном влиянии альтернативного топлива (SAF — Sustainable Aviation Fuel) на тарифы, Фостер пообещал, что оно не окажет существенного влияния на стоимость билетов.

Финансовые результаты: стабильный рост в низкий сезон

«Первый квартал традиционно — сезон низкого спроса. Но, несмотря на это, нам удалось увеличить результаты на $4,4 млн по группе в целом», — отмечает главный исполнительный директор «Эйр Астаны».

«По итогам первого квартала мы увеличили общий результат группы на $4,4 млн, из них у Air Astana — $1,7 млн, у FlyArystan — $1,6 млн, улучшение по группе — 1,1 млн», — называет он цифры.

Наибольший вклад в рост внесли международные маршруты. Китай, Индия и Саудовская Аравия стали ключевыми рынками с точки зрения роста пассажиропотока и выручки, резюмирует Фостер.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте