Когда подведут итоги расследования крушения самолёта AZAL в Актау
Рассказал заместитель премьер-министра Казахстана Канат Бозумбаев

7 августа заместитель премьер-министра РК Канат Бозумбаев на брифинге в правительстве прокомментировал ход расследования крушения самолет AZAL близ Актау. Он сказал, что «никакой тайны в расследовании авиакатастрофы нет: ни с российской, ни с азербайджанской, ни со стороны производителя Embraer».
Бозумбаев также сообщил, что комиссия, которая расследует дело о крушении, уже побывала в Актау, Астане, Баку, а также Грозном и Ростове-на-Дону. Специалисты встречались с властями Азербайджана, компаний AZAL и Silkway Technics, а также экспертами из России, Embraer и международной организации ICAO. Сейчас, по данным вице-премьера, изучается, почему отказала вторая гидравлическая система и перестали работать закрылки.
«Министерство транспорта достаточно интенсивно работает, новые навыки приобрели наши специалисты в рамках работы с международными экспертами. Международные эксперты из разных стран участвуют в работе. Часть оборудования до сих пор находится за рубежом на экспертизе, она в ближайшее время вернется. Стадия анализа завершается, стадия переходит к подготовке окончательного отчета. Думаю, надо набраться терпения. Через несколько месяцев будет окончательный отчет», — сообщил вице-премьер.
По его данным, известно, когда самолет получил повреждения, но «неизвестно — чем». «Чтобы ответить, чем, нужен результат двух экспертиз по линии правоохранительных органов», — уточнил он. По словам Бозумбаева, правоохранительные органы проводят взрывотехническую экспертизу.
«Единственный вопрос, который я бы не хотел политизировать, это вопрос, каким образом он [самолет] получил повреждения. На это должна ответить взрывотехническая экспертиза, которая по линии правоохранительных органов проводится. Насколько я знаю, они отправили запросы в другие страны, где на вооружении находится разного рода оружие с такими поражающими элементами, которые были найдены в фюзеляже упавшего самолета. Поэтому истина [причина крушения] до конца года [будет установлена], все требования будут до буквы, до точки выполнены», — добавил Канат Бозумбаев.
Напомним, крушение самолета азербайджанской авиакомпании AZAL произошло 25 декабря 2024 года в пяти километрах от торца взлетно-посадочной полосы 11 аэродрома Актау, в 25 километрах от города. Разбившийся самолет Embraer принадлежал ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» (Azerbaijan Airlines). Воздушное судно выполняло регулярный пассажирский рейс по маршруту Баку — Грозный. На борту находились 67 человек: пять членов экипажа и 62 пассажира. Погибли 38 человек: командир, второй пилот, старший бортпроводник и 35 пассажиров (6 казахстанцев, 25 азербайджанцев, 7 россиян). Остальные — 2 бортпроводника и 27 пассажиров — получили телесные повреждения разной степени.
30 декабря 2024 года Министерство транспорта РК отправило черные ящики с упавшего самолета в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA). Азербайджан отказался от того, чтобы расследование проводил Межгосударственный авиационный комитет, от которого поступило соответствующее предложение. «Эта структура в основном состоит из российских чиновников и во главе этой структуры стоят граждане России», — заявил 29 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В феврале 2025-го Минтранспорта Казахстана опубликовало предварительные отчеты по результатам расследования крушения под Актау 25 декабря 2024 года. Отчет написан на 53 страницах, содержит фото повреждений воздушного судна и записи с бортового самописца и регистратора полетных данных.