Считаем деньги в чужих карманах, или Кто богаче – теннисисты или шахматисты?
Дотошные аналитики подсчитывают не только завоёванные спортсменами титулы, но и заработанные ими деньги

Миллионер Гукеш и все-все-все
«Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал, там правит бал!» — заключительные слова арии Мефистофеля из оперы французского композитора Шарля Гуно «Фауст» вот уже более 160 лет звучат со сцен ведущих театров мира. И с ними трудно спорить, ведь что, как не деньги («тот кумир — телец златой», как поётся в начале этой же арии) являются универсальным мерилом жизненного успеха! Вот и подсчитывают дотошные аналитики не только завоёванные спортсменами титулы, но и заработанные ими деньги.

Именно такой список по итогам 2024 года появился 9 января на сайте Chess.com. И не удивительно, что возглавили его участники матча за звание чемпиона мира, завершившегося 12 декабря в Сингапуре — Дин Лижэнь (Китай) и Гукеш Доммараджу (Индия). Напомню, что 18-летний претендент, победивший в матче со счётом 7½–6½ (+3–2=9), вместе с шахматной короной получил $1,35 млн, тогда как теперь уже экс-чемпион мира «довольствовался» суммой $1,15 млн (за каждую выигранную партию шахматисты получали $200 тысяч, оставшаяся из общего призового фонда матча $2,5 млн сумма делилась пополам).
-
Хампи Конеру и Володар Мурзин — чемпионы мира 2024 года по рапиду
-
На чемпионате мира по блицу впервые в истории титул разделили два гроссмейстера
Другими самыми прибыльными соревнованиями стали четыре этапа и финал серии Champions Chess Tour 2024 по рапиду 10+2 с суммарным призовым фондом $1,7 млн и предновогодний чемпионат мира по рапиду и блицу в Нью-Йорке, где было разыграно $1,428 млн. И где лишь трое казахстанских шахматистов сумели заработать что-то из этой суммы: Бибисара Асаубаева — $19 000, Казыбек Ногербек — $3 000 и Меруерт Камалиденова — $1 000.
Вот и вышло, что в сезоне-2024 только 17 шахматистов заработали свыше $100 тысяч призовых, включая одну женщину — чемпионку мира китаянку Цзюй Вэньцзюнь.
Подсчитали аналитики Chess.com и призовые суммы топовых шахматистов за все годы. Если верить им, лишь 30 гроссмейстеров за карьеру заработали более $1 млн, а самым финансово успешным шахматистом всех времён и народов является многократный чемпион мира по всем контролям времени (классика, рапид и блиц) Магнус Карлсен, заработавший $10,776 млн. 34-летний норвежец заметно опережает своих великих предшественников на шахматном престоле: Вишванатана Ананда (Индия) — $9,485 млн, Гарри Каспарова (СССР/Россия) — $7,967 млн, Анатолия Карпова (СССР) — $5,989 млн, Владимира Крамника (Россия) — $4,755 и Бобби Фишера (США) — $3,519 млн.
А что же наши?
О суммах, заработанных шахматистами Казахстана в Нью-Йорке, я сказал выше. Та же Бибисара Асаубаева, лидер нашей женской сборной, свой высокий класс подтвердила на этапах женского Гран-при сезона-2024/25 в Тбилиси (2-е место) и Шымкенте (3-е место). По сумме двух этапов она лидирует в общем зачете и по баллам — 182,5 (две лучшие напрямую попадают в следующий турнир претенденток на мировую шахматную корону), и по призовым деньгам — 22 500 евро.
А что медаль, которая пусть и серебряная, но ценится на вес золота? Я имею в виду 2-е место на 45-й шахматной Олимпиаде нашей женской сборной, средний возраст которой — 18 с половиной лет! Бибисара Асаубаева, Меруерт Камалиденова, Ксения Балабаева, Алуа Нурман и Амина Кайрбекова под руководством гроссмейстерского дуэта Павел Коцур (капитан) и Александр Моисеенко (тренер) произвели в Будапеште фурор, уступив лишь чемпионкам — команде Индии. Но…
Дело в том, что в тексте приказа министра культуры и спорта Республики Казахстан от 27 июня 2023 года № 156 «Об утверждении размеров денежных поощрений чемпионам и призерам международных спортивных соревнований, тренерам и членам сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта)» шахматные олимпиады… не упомянуты! Так что очень кстати пришлась всем участникам команды премия от KazChess/Казахстанской федерации шахмат и её президента Тимура Турлова: по 20 млн тенге — игрокам и по 10 млн тенге — тренерам.

Неплохие призовые разыгрывались в финалах Кубка и чемпионата Казахстана. Так, 24-летний гроссмейстер из Павлодара Денис Махнёв, став обладателем Кубка, заработал 5 млн тенге, его соперник в финале Рамазан Жалмаханов — ₸4 млн, финалистка у женщин Лия Курмангалиева — ₸1,5 млн. Ещё 3 млн тенге Денис Махнёв добавил, во второй раз выиграв чемпионат страны. Как и Амина Кайрбекова — в первый. Серебряные (Аяулым Калдарова и Жандос Агманов) и бронзовые (Зарина Нургалиева и Абильмансур Абдильхаир) призёры стали богаче соответственно на ₸2,2 млн и ₸1,5 млн.
Вообще, надо сказать, что казахстанские шахматисты получают беспрецедентную поддержку от федерации. Это касается и нынешних членов национальной сборной, и уже вовсю стучащих в неё юниоров, входящих в «Программу поддержки юных талантов в возрасте от 8 до 16 лет». О которой хотелось бы сказать особо.
В зависимости от пакета — «Золотого», «Серебряного» или «Бронзового» — 45 юных шахматистов получают не только ежемесячные денежные выплаты и ноутбуки. Сюда входят также занятия с тренерами по виду ваучерной системы (групповые и индивидуальные), участие в учебно-тренировочных сборах, международных и республиканских турнирах, физическая и психологическая подготовка, шахматные программы и литература — всё, что необходимо для подготовки шахматистов высокого уровня.
Причём состав детей, которые смогут попасть в программу поддержки юных талантов и получать спонсорскую помощь, определяется по итогам каждого года. Баллы начисляются за участие в международных турнирах (чемпионаты мира, Азии и Западной Азии — в классике, рапиде и блице, чемпионаты мира, Азии и Западной Азии среди школьников — в классике, рапиде и блице), в чемпионате Республики Казахстан — в классике, рапиде и блице, за достижение определённого рейтинга.
Не остаются без внимания и отдельные выдающиеся успехи. Так, чемпион мира до 20 лет Казыбек Ногербек стал обладателем электромобиля, а юные чемпионы мира Аланна Бериккызы (до 10 лет) и Марк Смирнов (до 12 лет) получили из рук президента федерации мощные ноутбуки и сертификаты на 1,2 млн тенге.
На этом фоне по-другому начинаешь воспринимать слова участника двух матчей за мировую шахматную корону Яна Непомнящего: «Хлеб шахматного профессионала средней руки — это конец первой и начало второй сотни рейтинга. Это очень непростой хлеб, на мой взгляд. Нужно играть много турниров, чаще всего совмещать с какими-то уроками дополнительными и тренерством. Трудно успевать и там, и там. Те люди, которые начинают тренировать или заниматься чем-то помимо, они всё-таки не всегда могут успешно выступать ещё и в соревнованиях. В этом есть своя логика.
Я думаю, что топ-40 мирового рейтинга, условно шахматисты с рейтингом 2700+, достаточно зарабатывают посредством игры в турнирах за разные команды в разных лигах. В шахматах ведь нет лояльности одному клубу. В Германии ты можешь играть за один клуб, в Австрии за другой, в Греции за третий, во Франции за четвёртый, а в России за пятый. Чем человек ниже в рейтинг-листе, тем ему, конечно, нужно больше играть турниров, чтобы банально зарабатывать».
И немного о теннисе
Не забыли, друзья, сколько призовых заработал в прошлом году новый чемпион мира Гукеш Доммараджу? Так вот, согласно данным исследовательской компании Sportico, греческая теннисистка Мария Саккари заработала больше — $1,83 млн. И с этим показателем она закрывает топ-50 финансово успешных теннисистов.
И совсем свежая информация из Мельбурна, где проходит Открытый чемпионат Австралии — 2025: выбывшие после первого же раунда квалификации казахстанские теннисисты Михаил Кукушкин, Дмитрий Попко и Тимофей Скатов заработали каждый по $21 989, оступившиеся на старте основной сетки Александр Бублик и Александр Шевченко — по $82 931. А ведь австралийский «мейджор» - самый «бедный» из всех четырёх турниров Большого шлема…