Пандемия помогла: SmArt.Point расширился и планирует ещё
![](/static/img/plug.webp)
В 2021 году в Алматы появились несколько новых коворкингов средних размеров от 700 до 3000 м² - Sail, Fifty Four, City Hub, The Hub, 28/8. А в мае этого года открылась третья фаза самого большого коворкинга в Казахстане SmArt.Point площадью 12 тыс. м².
Генеральный директор SmArt.Point Айдай Исмаилова отмечает, что пандемия внесла корректировки в развитие рынка, однако игроки быстро наверстывают упущенное.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-17/9569f67d-b9aa-4bfb-9169-8df86b53c1f5.webp)
- Проекты, которые сейчас запускаются, открываются с опозданием. К примеру, развитие третьей фазы SmArt.Point мы начали прорабатывать еще в 2019. И если бы не пандемия, мы бы открылись намного раньше. Полагаю, количество коворкингов будет только расти в ближайшие годы не только в Алматы, но и в других городах Казахстана из-за интереса клиентов и инвесторов. Пандемия сделала нас более эффективными, и это абсолютно применимо и к коворкингам, включая SmArt.Point. Снижение доходов от услуг коворкинга, аренды переговорных, офисных помещений подтолкнуло нас не только оптимизировать затраты на протяжении всего 2020 года, но и искать новые креативные решения для роста бизнеса. Так, в конце 2020 был начат проект модернизации коворкинга, целью которой является повышение эффективности действующих площадей, обновление дизайна зон общего пользования с учетом последних трендов, укрепление лояльности клиентов, - отмечает она.
Для модернизации площадей совместно с консалтинговой компанией Monarch Eurasia был проведен анализ каждого квадратного метра территории, в результате которой родилась частичная реконцепция пространства. Теперь в SmArt.Point увеличилось количество сервисных офисов, коворкинг-мест, добавились кофейни, кухни, лаунж-зоны, телефонные будки, капсулы для сна. Также вместо пространства для больших мероприятий Expo Zone на первом этаже появятся два смарт-офиса средних размеров (до 25 рабочих мест), новая ресепшен-стойка для регулирования трафика клиентов, комфортная и просторная зона ожидания клиентов. Запланировано появление четырех новых конференц-залов, просторной кухни с игровой зоной и дополнительного коворкинг-пространства до 100 мест.
SmArt.Point в рамках третьей фазы увеличился на 1686 м². Примечательно, что все сервисные офисы были сданы задолго до открытия. Помимо небольших компаний, которым действительно удобно быть резидентами SmArt.Point, к данному проекту теперь проявляют внимание и крупные бизнесы, которые после карантийных ограничений решили предложить своим сотрудникам альтернативу привычным офисам.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-17/3916b6da-d083-46f6-984b-0ee378092327.webp)
- Ряд компаний приняли решение закрыть или существенно сократить площади своих офисов, предоставили возможность сотрудникам работать удаленно из дома или в коворкингах. Сейчас доля корпоративных клиентов составляет порядка 25% от общего дохода с коворкинг-мест, но мы планируем увеличить данный показатель до 50% в ближайший год. Ведь все больше и больше компаний понимают выгоду от перехода в данную систему построения работы: существенно сокращаются расходы, у сотрудников появляется гибкость в графике работы и выборе места работы, повышается лояльность и ответственность, - рассказывает собеседница.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-17/95c21fd8-9707-4a46-b8b0-39bc3ad1a435.webp)
В SmArt.Point говорят, что они являются единственным коворкингом, где работает служба ресепшен 24/7, что позволяет активно продавать ночные тарифы.
- Можно прийти в час ночи, провести встречу, распечатать презентацию, провести звонок с партнером из другого города. А если вы устали, то можете воспользоваться новой услугой – капсулой для сна. В целях автоматизации предоставления услуг коворкинга, экономии времени клиентов и повышения их комфорта, SmArt.Point в конце августа запускает мобильное приложение, которое разрабатывается совместно с московской компанией SpacePass. Планируется внедрение 1С, Face ID, Wi-Fi, учет льготных часов аренды переговорных и страниц печати, возможность брони и оплаты конференц-залов, гостевого паркинга, дополнительных услуг, - отмечает Исмаилова.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-17/6d6f46b5-c869-4b16-968f-83b4ed4b50ba.webp)
Также SmArt.Point реализует проект The Patio, который будет находиться во внутреннем дворе МФК Almaty Towers площадью 1300 м². Исмаилова отмечает, что это будет креативное пространство на открытом воздухе, доступное для всех горожан.
![Когда дом становится офисом](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-17/7d7b09b6-f5c4-4d50-902b-1dbbd0f75b8a.webp)
Когда дом становится офисом
В 2020 году поход на работу стал равен переходу из одной комнаты в другую. ... →
- На The Patio можно будет поработать комфортно с гостевым Wi-Fi, вкусно перекусить, выпить чашечку кофе, послушать приятную фоновую музыку и получить эстетическое удовольствие от атмосферы. Также мы планируем проводить мероприятия на открытом воздухе, что сейчас очень актуально. Данный проект планируем запустить в конце августа текущего года, - отмечает она.
SmArt.Point в начале лета 2021 стал собственником дополнительных 5000 м² на первом этаже (бывшее помещение кинотеатра Cinema Towers) и планирует расширение коворкинга к апрелю 2022. В новой зоне откроются дополнительные коворкинг-места, смарт-офисы от 1 до 30 рабочих мест, столовая, летние террасы, уголок для работающих мам с детьми, концепция которых в процессе разработки.
Однако за всем материальным развитием SmArt.Point стоит и то, чего нельзя построить за деньги. Речь идет об атмосфере пространства и той ценности, которую резиденты несут в мир.
- В сервисных офисах и коворкинге у нас работают различные люди и компании, но отдельным кластером можно уже выделить ИТ-индустрию, представители которой создают здесь некую экосистему – общаются, становятся партнерами, делают совместные проекты и т.д. И у нас, к сожалению, до недавнего времени не было инструмента, который мог бы управлять этой экосистемой. Но к концу лета мы запускаем приложение, через которое хотим объединить всех, кто является частью SmArt.Point, чтобы информировать всех клиентов, резидентов о новостях. Также мы хотим запустить комплиментарные мероприятия и пока определяем формат, но ясно, что у SmArt.Point появился особый дух, который надо поддерживать, - подытожила Исмаилова.