От искусства к бизнесу: как финансируют Венецианский кинофестиваль
Самый старый кинофестиваль мира остается некоммерческим предприятием

Венецианский кинофестиваль – это не просто старейший кинофорум мира, но и один из трёх ведущих наряду с Каннским и Берлинским фестивалями. Каждый из них имеет свою уникальную специфику. Берлинале всегда был политически ангажированным, поддерживая независимое кино и социальные инициативы в Европе. Канны славятся своим идеальным сочетанием гламура и качественных фильмов, будь то студийные блокбастеры или независимые работы. Одно из главных отличий Венецианского кинофестиваля от его собратьев – это долгое отсутствие полноценного кинорынка.
Ситуация начала меняться 11 лет назад, когда была запущена программа Venice Production Bridge, которая в этом году прошла с 29 августа до 3 сентября. Инициатива начала привлекать на Лидо не только режиссеров, но и продюсеров, финансистов и других представителей деловой киноиндустрии.

Venice Production Bridge собирается на втором этаже отеля Excelsior и предоставляет продюсерам возможность встретиться с финансистами, дистрибьюторами, агентами и стриминговыми платформами, чтобы поддержать свои проекты на всех этапах производства. Встречи, обсуждения и форумы часто проходят при закрытых дверях и отмечены как private, что делает их недоступными для широкой публики и даже журналистов.

Среди ключевых мероприятий Venice Production Bridge - Venice Gap-Financing Market, где проекты с 70% финансирования получают возможность заключить сделки, и Book Adaptation Rights Market (рынок прав на адаптацию книг), где издатели и продюсеры обсуждают права на экранизацию литературных произведений. Платформа также фокусируется на иммерсивных проектах, проводя специальные мероприятия на острове Лазаретто Веккьо.
Таким образом, хотя Венецианский кинофестиваль традиционно сосредоточен на художественной части, он постепенно открывается для новых возможностей в сфере кинопроизводства и финансирования. В связи с этим возникает также и другой вопрос: как же финансируется этот старинный кинофестиваль?

История Венецианского кинофестиваля – это часть большой истории Фонда Биеннале, который включает в себя не только кинематографическую секцию, но и другие крупные направления – от изобразительного искусства до архитектуры и танца. Несмотря на свою престижность, когда в 1999 году Альберто Барбера занял пост художественного руководителя кинофестиваля, Венецианский кинофестиваль находился в продолжительном кризисе. Здания, в которых проходили показы, были в плачевном состоянии, инфраструктура изношена, а денег хронически не хватало. Во время грозы вёдра в Казино – главном здании фестиваля – ставили не для украшения интерьера, а чтобы собирать воду с протекающей крыши.
Палаццо дель Синема, построенное ещё при дуче (Бенито Мусолини - лидер фашистской партии, возглавлявший Италию с 1922 по 1943 - F) в 1937 году, срочно требовало ремонта или даже полной перестройки. Приезды голливудских звёзд и продюсеров были редкостью, а само мероприятие изо всех сил пыталось удержаться на плаву. К тому же время проведения фестиваля совпадало с итальянскими августовскими каникулами (Ферогосто), когда вся страна разъезжалась по курортам и никто не хотел возвращаться в Лидо под палящее солнце и без кондиционеров.
На пост художественного руководителя кинофестиваля Паоло Баратта назначил Альберта Барберу. Барбера считался человеком независимым, свободным от политических пристрастий и с потенциалом начать масштабные реформы. Под его руководством было вложено много средств в ремонт Палаццо дель Синема, появилось новое оборудование и кинозалы. Однако в 2001 году, когда Сильвио Берлускони стал премьер-министром, Барберу сняли с должности, даже не дождавшись окончания его контракта. Вернуться на свой пост он смог лишь через 12 лет, по настоянию того же Баратты.
Благодаря сильной поддержке Баратты, а позднее и другого президента - Роберто Чикутто произошло возрождение фестиваля. Результаты не заставили себя долго ждать. Венецианский фестиваль начал привлекать всё больше внимания со стороны как зрителей, так и профессионалов киноиндустрии. Когда в 2020 году Канны отменили свой фестиваль из-за пандемии, Венеция рискнула провести своё мероприятие, став единственным крупным кинофестивалем в том году. Этот шаг был воспринят как глоток свежего воздуха для всей индустрии, переживавшей тяжёлые времена. Кроме того, сентябрь считается началом нового сезона в киноиндустрии, включая предстоящую гонку за «Оскарами». Результаты говорят сами за себя: фильмы, показанные в Венеции, получили на 21 номинацию на «Оскар» больше, чем картины из программы Каннского фестиваля.

Но самый старый кинофестиваль мира остается некоммерческим предприятием. Годовой бюджет фестиваля составляет около 23 миллионов евро, и в значительной степени он зависит от государственных грантов и поддержки Фонда Биеннале. Несмотря на это, Венеция не является убыточной: расходы и доходы фестиваля примерно равны. Это значит, что фестиваль не приносит прибыли, но и не теряет деньги. Одним из источников дохода является продажа билетов на показы, что принесло в 2023 году около 2 миллионов евро. Аккредитация для журналистов в Венеции также не дешёвая — 70 евро для сотрудников ежедневных изданий, в то время как в Каннах долгое время аккредитация была бесплатной. В последние годы Канны ввели так называемый «экологический налог» в размере 25 евро для журналистов.
Основные спонсоры мероприятия Campari, Cartier, Armani Beauty и Mastercard выкладывают ежегодно около 5 миллионов евро в его поддержку. Дополнительно фестиваль получает 13,7 миллиона евро из Министерства культуры Италии и около 2 миллионов евро от головного Фонда Биеннале.
В 2024 году на пост президента Биеннале был назначен Пьетранджело Буттафуоко, что вызвало волну беспокойства среди культурной элиты Италии. Буттафуоко известен своими правыми взглядами, он был активным сторонником идеи национальной идентичности, а также лидером молодёжного крыла партии, основанной Джорджо Альмиранте, бывшим министром в правительстве Муссолини. Его неожиданное обращение в ислам десять лет назад только добавило перчинки к его противоречивому образу. Теперь многие опасаются, что под его руководством Биеннале, традиционно леволиберальная, может значительно «поправеть». Тем не менее пока что никаких значительных изменений не произошло.

Премьеры идут по плану, на красной дорожке блистают звёзды. Вчера Джеймс Бонд Дэниел Крейг вызвал шуточные комментарии у журналистов за свою роль квир-персонажа в картине Луки Гуаданьино «Квир». Сегодня внимание привлекает Хоакин Феникс, представляющий продолжение «Джокера» вместе с Леди Гагой, отвечающей за музыкальное сопровождение фильма.
Барбера доволен: «В этом году я с радостью заметил, что многие вернулись в Венецию, даже те, которые в сентябре посещали только кинофестиваль в Торонто. Нам нужны продюсеры, покупатели, торговые агенты, дистрибьюторы — все, кто связан с киноиндустрией, и нам удалось вернуть их в Венецию».