Олжас Бибанов, ФМИ: Государство и общество должны помочь курильщикам бросить курить
Директор по коммуникациям «Филип Моррис Казахстан и Центральная Азия» Олжас Бибанов рассказал о бездымном будущем потребителей никотина

Олжас, давайте поговорим про современные направления в бизнесе «Филип Моррис Интернешнл» (ФМИ). 10 лет назад вы впервые запустили в продажу систему нагревания табака, в Японии. Далее она пошла на другие рынки, в том числе в Казахстан. Насколько успешны ее продажи в стране?
— Наша система нагревания табака (СНТ) присутствует на рынке Казахстана с 2017 года, и с тех пор мы отмечаем на нее устойчивый спрос. Я не могу озвучить данные по ФМИ, скажу по всем СНТ в целом: сейчас на рынке Казахстана используется более 500 тысяч электронных устройств доставки никотина. В Казахстане более 4 миллионов потребителей никотина — то есть получается, что доля СНТ — 12%. Мы считаем, что это хороший процент, который показывает прогрессивность Казахстана в этом вопросе.
Бюро нацстатистики недавно делилось данными: количество курильщиков в Казахстане выросло с 19% от всего населения страны в 2019 году до 20% в 2024-м. Проблема курения по-прежнему стоит остро. Мы считаем, что государство может сыграть позитивную роль в том, чтобы повлиять на курильщика: мотивировать его полностью отказаться от сигарет (что является лучшим решением) либо с помощью дифференцированного подхода к регулированию подвигнуть переключаться на менее вредные, по нашему мнению, альтернативы. По опыту развитых стран считаю, что это позитивно отразится на общественном здравоохранении.
Рост процента потребителей табака не связан с ростом популярности СНТ? Что если новые курильщики — это те, кто не курили ранее вовсе, но стали использовать электронные системы?
— Я так не думаю. Систему нагревания не продадут человеку, если он не является курильщиком. Кроме того, чтобы приобрести СНТ, необходимо пройти подтверждение возраста.
Думаю, мы прекрасно понимаем, что в нашей стране это не всегда работает и могут быть и неофициальные продажи…
— На рынке Казахстана официально продаются как минимум четыре СНТ от крупных производителей. И все они следуют законодательству и не продают свой продукт некурильщикам и несовершеннолетним. Поэтому — исключено. По крайней мере, официально.
Думаю, рост количества потребителей в какой-то мере можно объяснить запретами, которые в свое время активно внедрялись, например, кальянов. Возможно, это подвигло кого-то перейти на сигареты. Но это лишь мое предположение.
Ваша компания продолжаете выпускать сигареты. Судя по тем цифрам, которые вы называете, потребителей сигарет в Казахстане больше, чем пользователей СНТ. Это не противоречит вашей стратегии бездымного будущего?
— Когда ФМИ объявила в 2020 году о своем стремлении в бездымное будущее, мы предполагали, что реализация плана займет продолжительное время. Каждый человек сознательного возраста знает, что курение — это вредно. Основной наш вызов — убедить курильщика со стажем перейти на бездымные продукты, которые будут для него лучшим решением в том случае, если он не хочет отказываться от никотина.
Для ускорения этого прогресса нам требуется поддержка: общества, членов семьи курящего, государственных органов. Они реально могут либо помочь курильщикам полностью отказаться от сигарет; либо убедить их перейти на менее вредные, на наш взгляд, альтернативы сигаретам.
Что будет, если все крупные компании вдруг перестанут производить сигареты? Приведу пример: в Казахстане более 10% рынка — это нелегальные сигареты от производителей из ОАЭ. И их успех объясняется ценой — она ниже минимальной розничной в Казахстане. И если все мировые производители откажутся от производства сигарет, то их доля рынка будет просто занята кем-то другим. Но уже без контроля со стороны государства и без уплаты акциза, который мы платим с каждой пачки.
У легальных производителей есть возможность контролировать продажи и не допускать продажу несовершеннолетним. Управляя этими процессами, мы можем создавать основу для бездымного будущего, помогать людям переключаться на альтернативы.

ФМИ регулярно отчитывается о росте доли бездымной категории в продуктовой линейке во всем мире. Как с этим в Казахстане?
— Казахстан находится на высокой позиции среди стран, где ФМИ продает нагреваемый табак. Естественно, в интересах наших и общества в целом, чтобы эта цифра была выше, но в данном случае требуется больше поддержки со стороны государства, чтобы этот процесс ускорить.
Если смотреть глобально, то по результатам III квартала 2024 года во всем мире происходит рост продаж бездымной продукции у ФМИ. Доля выручки от бездымных продуктов в разрезе всей выручки компании составляет 38%. Это значительный скачок по сравнению с 2023 годом.
Можно посмотреть на стоимость акций ФМИ: за год их цена выросла с 80 до 130 долларов и побила свой исторический рекорд. Инвесторы со всего мира с воодушевлением смотрят на наше стремление в направлении бездымного будущего.
Инвесторы и потребители — понятно. Но, например, Всемирная организация здравоохранения ставит под сомнение потенциал бездымных продуктов. И это вылилось в глобальную войну с электронными сигаретами. Что вы по этому поводу думаете?
— По данным ВОЗ, к 2025 году в мире будет по-прежнему не менее 1 миллиарда курящих. И темпы снижения курения в мире не такие быстрые, как хотели бы в ВОЗ. Объясняется это простой идеологией: кроме запретов и тотального отказа альтернатив у ВОЗ нет. При этом, я думаю, организация не принимает в расчет желание части потребителей продолжать использовать никотин. Их мнение игнорируется. Идеология запрета не предлагает никаких компромиссных решений. И она используется, в основном, в странах третьего мира. А есть пример компромиссного подхода в развитых странах: Великобритании, Швеции, США, Новой Зеландии, Италии и других — они предлагают концепцию снижения вреда. И там на уровне закона сигареты и альтернативные никотиновые продукты дифференцируют.
Окей, вы заявляете, что уверены в меньшем вреде бездымных продуктов по сравнению с сигаретами. Но ведь нет гарантии, что в будущем не возникнут какие-то другие проблемы со здоровьем у пользователей бездымных альтернатив.
— Здесь необходимо руководствоваться в первую очередь наукой, и у науки точные подходы, например, как в исследовании по биомаркерам, про которое я рассказывал. Эти же принципы использует также и ВОЗ. Мы видим статистически значимые показатели улучшения здоровья у тех, кто отказался от сигарет и перешел на СНТ. И этот научный подход позволяет нам с уверенностью говорить о меньших рисках для здоровья в нагреваемом табаке — на 95%, чем в сигаретах. И этот научный подход является аргументированным для таких государственных органов, как FDA в США, и аналогов в других странах.