Официальная Астана: идем на восток?
Запад-восток
Глава государства на прошлой неделе совершил большое азиатское турне, посетив сразу три значимых для нас страны – Иран, Турцию (в которых пробыл по два дня) и Узбекистан. В Стамбуле, помимо двусторонних переговоров с турецким президентом, он еще и принял участие в саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС). Так что общая повестка этой выездной рабочей недели получилась сверхнасыщенной.
Назарбаев встретился с Эрдоганом и главами турецких компаний
Президент Казахстана находится в визитом в Турецкой республике. Об этом в с... →
На этом фоне у наблюдателей, вполне естественно, возник вопрос: что за этим стоит, и не стал ли в нашей знаменитой внешнеполитической многовекторности один вектор больше других?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно не просто проанализировать эти визиты, а взглянуть на географию поездок президента шире. И тогда станет понятно, что большое восточное турне является продолжением большого западного. Ведь немногим ранее был визит в Брюссель, где состоялись переговоры с верхушкой ЕС - главами Европейской комиссии и Европейского совета, После этого состоялась поездка в Вашингтон США, где Глава государства выступал на антиядерном саммите, созванном по инициативе президента США, и в фонде Карнеги.
Многовекторность на месте
Азиатская поездка последовала за северо-атлантической не только по времени, но и по поставленным вопросам и формату. Так, в Вашингтоне Нурсултан Назарбаев выдвинул манифест «Мир. XXI век», где говорится о мире без войн и конфликтов. Также было принято совместное заявление Казахстана и США о сотрудничестве в сфере нераспространения и ядерной безопасности.
Назарбаев – Каримову: Я горжусь своей дружбой с вами
Президенты Казахстана и Узбекистана встретились в Ташкенте, сообщает пресс-... →
А в Стамбуле была принята совместная декларация с Эрдоганом по исламскому примирению, в выступлении президента на саммите ОИС звучали другие мирные инициативы.
Как видим, от Стамбула до Вашингтона речь идет об одной идее продвижения казахстанских миротворческих проектов. А о смещении внешнеполитических приоритетов говорить оснований нет. Многовекторность требует оказания внимания всем центрам влияния. Поэтому контакты с лидерами стран запада чередуются с встречами с главами России, Китая, тюркских государств, Ближнего Востока, соседей по СНГ. Это принцип выдерживается уже долгие годы.
Кстати, в том же Вашингтоне Назарбаев на полях саммита встретился с Си Цзинпином, а в период между поездками на запад и на восток два раза провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным. Так что многовекторность никуда не делась. Другое дело, что придерживаться ее в нынешних условиях стало сложнее. Стоит только усилить активность на одном внешнеполитическом направлении, как сразу приходится компенсировать это активностью на остальных.
Тегеранский орешек
Как РК пытается обойти конкурентов в гонке за рынки и инвестиции Ирана
В понедельник, 11 апреля, начинается визит президента Казахстана Нурсултана... →
Если говорить об экономике, то наибольшие ожидания были, конечно, от поездки в Иран. Он и до снятия санкций являлся пятым по величине нашим торговым партнером в Азии, а теперь есть шанс еще больше увеличить товарооборот, в прошлом году достигший $636 млн. Важна и его структура: казахстанский экспорт в Иран ($566 млн) в 8 раз превышает импорт ($70 млн).
Причем «иранский кейс» наше правительство отработало довольно грамотно, с точки зрения менеджмента. Еще до снятия санкций было сформировано информационное поле о том, что в Иране нас ждут большие перспективы. Затем туда направилась очень представительная бизнес-делегация, попытавшаяся охватить все сферы взаимного сотрудничества, какие только можно.
В рамках президентского официального визита в Иран уже ожидались конкретные договоренности как результат. Однако их оказалось, так скажем, маловато. В основном, меморандумы между центральными органами и госкомпаниями, программа сотрудничества, из более или менее осязаемых – соглашение между «КТЖ Экспресс» и иранской судоходной компанией IRISL.
Правда, потом, уже в рамках казахстанско-иранского делового совета, сообщалось о заключении порядка 50 соглашений на сумму $1 млрд, хоть и речь там зачастую шла о предварительных договоренностях.
Поэтому, с учетом вложенных в «удобрение иранской почвы» средств и времени, результаты пока не впечатляют, особенно на фоне шумной информационной кампании. Иранский орешек оказался крепче, чем представлялось ранее. Ведь процесс снятия санкций еще только идет, и вести там бизнес по-прежнему очень непросто. И в ближайшей перспективе ждать прорывов на этом направлении вряд ли стоит. В целом же экономические приоритеты, как и внешнеполитические, пока серьезным изменениям не подлежат.