Насколько конкурентоспособны казахстанские медвузы на мировом рынке образования

В 2024 году в Казахстане выпустили свыше 10 тысяч медиков, но соответствуют ли их знания современным требованиям

микроскоп, лаборатория, исследования,
Фото: © Depositphotos.com/slonme

Казахстан позиционирует себя как экспортер медицинского образования, привлекая иностранных студентов и инвестируя в национальные вузы, стремясь занять лидирующие позиции в регионе по привлечению иностранных студентов. Но насколько конкурентоспособны именно казахстанские медицинские университеты по сравнению с зарубежными аналогами? Насколько обучение в медвузе оправдывает время и вложения?

Что определяет «современный медицинский университет»?

Медицинское образование отличается от других академических дисциплин своей динамичностью и длительностью обучения. Как однажды заметил доктор Джордж Кью. Дейли, декан Гарвардской медицинской школы:

«50% того, чему мы вас учим, окажется неверным или устаревшим в течение пяти лет после выпуска — проблема в том, что мы не знаем, какая именно половина».

Это утверждение отражает суть современного медицинского образования: адаптивность, инновации и постоянное развитие научно обоснованных знаний. Каждый год обновляются рекомендации по лечению пациентов и происходят открытия в медицине, что требует корректировки в образовательных подходах.

Современные медицинские университеты мира имеют ряд определяющих характеристик:

  • высокие академические стандарты и научно обоснованные учебные программы;
  • современная инфраструктура и цифровые образовательные экосистемы;
  • значительный объем исследований и публикаций;
  • тесная интеграция с клинической, лабораторной и научно-технологической практикой;
  • активное международное сотрудничество;
  • всесторонняя поддержка студентов и глобальные сети выпускников.

Эти элементы превращают университеты из простых учебных заведений в инновационные экосистемы, готовя не только врачей, но и исследователей, лидеров здравоохранения и будущих профессоров.

Современное положение Казахстана

Система медицинского образования Казахстана включает ряд государственных и частных университетов. Однако стоит отметить один университет, который выделяется как по структуре, так и по финансированию — Медицинская школа Назарбаев Университета (NUSOM), чья образовательная модель не похожа ни на один другой казахстанский вуз.

Финансируемая преимущественно за счет государственного целевого фонда и построенная по образцу ведущих североамериканских программ, NUSOM, по оценкам, ежегодно выделяет на одного студента бюджет всех остальных казахстанских медицинских университетов вместе взятых: за программу бакалавриата по медицине — $15 000, за программу доктора медицины (MD) — $25 000-30 000. Тем не менее, выпуск остается относительно небольшим — около 1% из общего выпуска всех медицинских университетов в год, а это 105 студентов в 2024 году из 10 570 студентов-медиков, выпустившихся во всем Казахстане. Столь неожиданные пропорции ставят под вопрос масштабируемость и влияние такой программы на национальном уровне.

В то время как студенты NUSOM имеют доступ к передовому оборудованию и глобальному исследовательскому сотрудничеству, многие традиционные медицинские университеты сталкиваются с проблемами устаревшей инфраструктуры, ограниченного доступа к современным лабораторным технологиям и низкого финансирования исследований, что отрывает Назарбаев Университет от казахстанской образовательной реальности. Так, на НИОКР в целом выделяется около 0,12% ВВП (UNESCO Institute for Statistics: Research and Development Expenditure 2024) ежегодно, что согласуется с данными Министерства науки и высшего образования Казахстана за 2024 год и значительно ниже среднего показателя по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, 2–3% от ВВП). К примеру, уровень финансирования в таких странах как Южная Корея или Германия составляет 4,93% и 3,14% соответственно.

Пробел в исследованиях

Научная продуктивность остается ключевым фактором для определения конкурентоспособности Казахстана. Стоит отметить, что инфраструктура клинических исследований, необходимая для доказательной медицины, остается недостаточно развитой. В Казахстане за последний год проводилось менее 50 активных клинических исследований по сравнению с 1 740 в Южной Корее и 2 410 в Германии. Это неравенство иллюстрирует, насколько важны научные экосистемы как для репутации, так и для конкурентоспособности.

Аккредитация и признание дипломов во всем мире

Многие Казахстанские медицинские университеты имеют аккредитации IAAR и ECAQA, агентств, признанных Всемирной федерацией медицинского образования (WFME). Благодаря этому дипломы признаются в любых других медицинских организациях мира. Однако выпускники, стремящиеся к международной практике, часто сталкиваются с препятствиями при получении лицензии в ряде развитых стран, включая USMLE (экзамен на получение медицинской лицензии в США), PLAB (Великобритания) или AMC (Австралия) — экзамены, требующие не только владения языком, но и знания современных учебных программ и клинического мышления, основанного на фактических данных. Это связано с тем, что аккредитация WFME позволяет университету лишь попасть в World Directory of Medical Schools (WDOMS), а учитывая, что каждая страна имеет свою национальную систему допуска врачей к клинической практике, выпускникам необходимо очередной раз подтверждать свои компетенции.

Требования рынка труда и возможности университетов

Мировой рынок здравоохранения все больше нуждается во врачах, способных принимать решения на основе данных, владеющих цифровой грамотностью, умеющих работать в междисциплинарной команде и проводить трансляционные исследования. Искусственный интеллект, геномика и телемедицина меняют роль врача, превращая его из клинициста в новатора в медицине.

Однако многие казахстанские программы по-прежнему делают акцент на традиционных форматах обучения, и низкой вовлеченности студентов в научные инициативы или международные проекты. Глобальные исследования, включая доклад, опубликованный в журнале Lancet (Френк и др., 2010), показывают, что многие страны с низким и средним уровнем дохода сталкиваются с аналогичными проблемами: выпускникам медицинских вузов часто не хватает компетенций для проведения исследований на международном уровне или соблюдения клинических стандартов. Казахстан не является исключением.

Конкурентоспособность медицинских вузов Казахстана

В последние годы Казахстан активно позиционирует себя как развивающийся центр медицинского образования в Центральной Азии. Благодаря конкурентоспособной стоимости обучения, программам на английском языке и наличию международной аккредитации медицинские вузы страны привлекают все больше внимания из-за рубежа.

Сегодня большинство иностранных студентов, обучающихся в казахстанских медицинских вузах, приезжают из Индии, Пакистана, Иордании, Египта и других стран Ближнего Востока и Южной Азии. Этих студентов, прежде всего, привлекают доступная стоимость обучения и проживания.

Однако иностранные студенты по-прежнему сосредоточены в программах бакалавриата и общей медицины (эквивалентных MBBS и MD), а не в программах резидентуры и докторантуры. В отличие от этого, медицинские вузы в таких странах, как США, Германия или Южная Корея, привлекают студентов всех уровней медицинской подготовки благодаря развитой исследовательской экосистеме, симуляционным центрам и инновационным кластерам.

Хотя стратегическая цель правительства — превратить Казахстан в региональный образовательный центр к 2030 году, текущая реальность показывает, что система медицинского образования страны в первую очередь привлекает студентов из развивающихся стран, ищущих доступные дипломы, а не высокоэффективные исследовательские проекты или инициативы по трансферу технологий.

Несмотря на то, что казахстанские университеты добились заметного прогресса в модернизации учебных программ и приведении их в соответствие со стандартами аккредитации, признанными WFME, они по-прежнему отстают от мировых аналогов по результатам исследований, международному сотрудничеству и клиническим инновациям. Для того чтобы Казахстан превратился из страны с доступным образованием в признанный центр медицинских исследований и высокоэффективной подготовки кадров, необходимы постоянные инвестиции в развитие профессорско-преподавательского состава, инфраструктуру биомедицинских исследований и международное партнерство.

Путь вперед

Суммируя, дабы конкурировать на мировом рынке, Казахстану необходимо реформировать свою экосистему медицинского образования посредством:

  • увеличения инвестиций в биомедицинские исследования и клинические инновации;
  • интеграции исследовательских направлений в медицинские учебные программы (аналогично модели MD-PhD в США);
  • расширения англоязычных и междисциплинарных программ;
  • развития партнерских отношений с ведущими мировыми учреждениями;
  • создания надежных сетей выпускников и наставничества, объединяющих академическую сферу, промышленность и здравоохранение.

Стремление Казахстана стать региональным лидером в области медицинского образования реалистично и необходимо, но для этого требуется больше, чем просто финансирование. Необходимо изменить мышление: от преподавания медицины как статичной профессии к развитию медицины как постоянно развивающейся науки и отрасли.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте