Миллионы за коврики: АЗРК наказало «Астана Моторс», Orbis Auto и другие автосалоны за навязывание услуг
В агентстве считают, что автосалоны требовали от покупателей приобретения дополнительных опций на миллионы тенге, зачастую предлагая «ускоренную» поставку автомобиля

В Агентстве по защите и развитию конкуренции приняли меры антимонопольного реагирования в отношении ряда казахстанских автокомпаний за навязывание дополнительного оборудования, аксессуаров и иных услуг. В их числе «Моторная компания «Астана Моторс», Orbis Auto, с Toyota Tsusho Kazakhstan, «Автоцентр Актобе», Zhayik Motors, «Евразия Моторс Шымкент» и другие, перечислили в АЗРК.
«В результате вмешательства АЗРК были приняты антимонопольные меры против автодилеров, замеченных в навязывании потребителям допоборудования и услуг. Эти меры помогли сократить практику принудительных продаж, которые увеличивали общую стоимость автомобилей и ограничивали выбор потребителей», — пояснили в пресс-службе агентства.
В АЗРК напомнили, что в 2022 году с запуском новой программы льготного автокредитования на фоне дефицита новых автомобилей многие казахстанцы столкнулись с навязыванием автодилерами дополнительного оборудования и аксессуаров, таких как сигнализация, коврики, дефлекторы, защита картера и другие элементы. В частности, уточняют в АЗРК, что «автосалоны требовали от покупателей приобретения этих опций, зачастую предлагая «ускоренную» (срок поставки сокращался с шести до трех месяцев) поставку автомобиля в случае согласия на покупку дополнительного оборудования на сумму до 2 млн тенге».
В АЗРК считают, что данная практика в большинстве случаев приводила к существенному увеличению окончательной стоимости автомобиля.
«К примеру, одним из официальных дилеров Toyota в Алматы реализовано более 82% автомобилей с установкой допоборудования, стоимость которого достигала 3 млн тенге. Наценка на определенные категории превышала 200%. Кроме того, при покупке автомобиля в кредит некоторые дилеры обязывали клиентов страховать жизнь и здоровье, что противоречит нормам Гражданского кодекса», — сообщают в АЗРК, поясняя, что по статье 806 ГК РК обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина ни законодательными актами РК, ни договором.
В агентстве сообщают, что также распространены случаи навязывания сервисного обслуживания у официального дилера с запретом на замену моторного масла и иных расходных материалов в сторонних сервисных центрах. В АЗРК уточняют, что снятие с гарантийного обслуживания при осуществлении регламентных работ в сторонних автосервисах без подтверждения возникновения неисправностей автомобиля вследствие данных работ «является недобросовестной предпринимательской практикой».
«В целом вышеуказанные действия дилеров препятствуют конкуренции и отрицательно влияют на рынок, поскольку покупатели лишены возможности приобретать такое же дополнительное оборудование или обслуживаться у сторонних поставщиков, включая детейлинг-центры, специализированные магазины или сервисные центры, тем самым снижая их объемы продаж. Сравнительный анализ показывает, что цены у сторонних поставщиков таких товаров и услуг в среднем ниже на 20–30%», — заключили в АЗРК.