NCOC выиграл суд у Казахстана и оспорил штраф на 2,3 трлн тенге
Он был наложен республикой за предполагаемое нарушение экологических правил

Участники консорциума North Caspian Operating Company (NCOC) — партнеры по разработке месторождения Кашаган в Казахстане — выиграли дело о штрафе на 2,3 трлн тенге ($4,2 млрд). Он был наложен республикой за предполагаемое нарушение экологических правил — хранение избыточных объемов серы, пишет Bloomberg.
«Мы приветствуем решение апелляционного суда Республики Казахстан, которое подтверждает легитимность операций NCOC при обращении с серой — и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и в соответствии с применимыми стандартами и передовой практикой», — говорится в заявлении оператора, которое приводит Bloomberg.
Напомним, Министерство экологии и природных ресурсов Казахстана в марте 2023 года подало иск против NCOC на сумму около 2,3 трлн тенге ($5,1 млрд на тот момент, $4,2 млрд по курсу на начало августа 2025 года) в виде штрафов за нарушение природоохранного законодательства. По данным министерства, NCOC хранит на объекте более чем в два раза больше серы, чем разрешено.
NCOC в ответ заявила, что управляет производством и хранением серы ответственно, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, а также согласно действующим стандартам и передовым практикам.
В связи с этим NCOC начала процесс судебного оспаривания наложенного штрафа. В марте 2025 года арбитражный суд вынес решения в пользу участников консорциума, решив, что Казахстан не должен взыскивать штраф до тех пор, пока не закончится разбирательство. В июле стало известно, что Верховный суд вынес постановление по иску оператора Кашагана NCOC против департамента экологии Атырауской области. Дело, связанное с экологическим штрафом в размере $5 млрд, было передано на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию с новым составом суда. И оператор Кашагана выиграл дело.
Тем времен, в пресс-службе суда по административным делам в Астане пояснили, что отмена экологического штрафа в $4,2 млрд для NCOC связана с процедурными ошибками в его оформлении.
«Установлено, что уполномоченным органом при вынесении предписания допущены предусмотренные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан процедурные нарушения, что явилось основанием для отмены оспариваемого предписания. Поскольку процедурные нарушения являются устранимыми, суд возложил на Департамент экологии Атырауской области обязанность завершить административную процедуру с учетом правовой позиции, не входя в обсуждение существа экологических нарушений. Однако отмена предписания из-за несоблюдения процедуры его вынесения не означает автоматического признания отсутствия нарушений экологического законодательства по существу», — сообщили в суде.
В суде также пояснили, что при рассмотрении дела «не давалась оценка обоснованности или необоснованности выводов Департамента экологии по существу выявленных нарушений».
«Таким образом, судебное решение не затрагивает суть установленных Департаментом экологии нарушений и не исключает возможности повторного реагирования уполномоченного органа в случае устранения процедурных недостатков». — резюмировали в суде.
Еще в январе 2025 года в Союзе нефтесервисных компаний Казахстана поясняли, как была рассчитана сумма штрафа в 2,3 трлн тенге.
«Все просто: в Кодексе об административных правонарушениях стоимость того или иного загрязняющего вещества умножается на ставку, указанную в Налоговом кодексе, и на превышенный объём эмиссий, в данном случае серы. И вот математическим расчетом получена сумма штрафа за превышение свыше миллиона тонн серы — 2,3 триллиона тенге. Однако NCOC считает, что не размещал серу сверх установленных нормативов (за 2022 год), а хранил накопления за предыдущие годы (с 2016 по 2021 годы). Суть в том, что в Экокодексе есть два отдельных термина: «размещение» и «хранение» серы, а лимиты устанавливаются в отношении «размещения», — разъясняли авторы Telegram-канала Energy Monitor.
Между тем в Союзе нефтесервисных компаний такой исход событий не одобряют. «Сырой получился у нас Экокодекс: «размещать нельзя, а хранить можно», получается. Надеемся, что другие арбитражные разбирательства хоть выиграем…» — прокомментировали решение суда в союзе.
NCOC — оператор Кашагана. В состав консорциума входят: KMG Kashagan B.V. (16,877%), Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807%), Total EP Kazakhstan (16,807%), AgipCaspian Sea B.V. (16,807%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807%), CNPC Kazakhstan B.V. (8,333%) и Inpex NorthCaspian Sea Ltd.