Кто претендует на активы «Лукойла» в Казахстане и других зарубежных странах
Есть ли у Казахстана возможность купить эти активы
Продолжается поиск претендентов на покупку зарубежных активов «Лукойла», сообщает Forbes Kazakhstan со ссылкой на Telegram-канал «Нефть и газ Казахстана».
В настоящее время сформировался шорт-лист следующих потенциальных претендентов:
- Gunvor (швейцарский нефтетрейдер, не получивший согласия на сделку от минфина США по причине «связей с Кремлем» и отозвавший сделанную заявку);
- американская инвесткомпания Carlyle (в разное время в ней работали оба президента Буша: старший и младший);
- «КазМунайГаз» (по заявлению главы «Самрук-Казыны», ведет консультации по поводу будущего только казахстанских активов);
- американский Chevron;
- американский ExxonMobil;
- госкомпания из ОАЭ Abu Dhabi National Oil Co (ADNOC).
Согласно решению Минфина США, крайний срок закрытия сделки установлен на 13 декабря 2025 года. Эксперты отмечают, что такой временной коридор делает вероятным «двухэтапный сценарий»: сначала один покупатель с достаточными ресурсами приобретет весь пакет зарубежных активов «Лукойла» по существенному дисконту, а затем реализует их частями, зафиксировав прибыль.
По данным Bloomberg, Chevron и ExxonMobil изучают возможность покупки доли «Лукойла» в иракском проекте «Западная Курна-2», а ADNOC проявляет интерес к газовым активам компании в Узбекистане. Источники Reuters уточняли, что ExxonMobil рассматривает и активы в Казахстане, где она совместно с «Лукойлом» участвует в Тенгизском проекте.
Если такие планы подтвердятся, окно возможностей для Казахстана может существенно расшириться. В частности, речь идет о доле «Лукойла» в Карачаганакском консорциуме — наименее востребованном активе, который потенциально мог бы быть выкуплен именно Казахстаном. Эксперты подчеркивают, что сделать это необходимо напрямую и с использованием приоритетного права, а не через посредников.
Вместе с тем, как сообщает РБК, компания представлена в 27 иностранных государствах. В десяти странах компания реализует проекты в сфере разведки и добычи.
В их числе:
- Азербайджан — участие в разработке месторождения Шах-Дениз (19,99%).
- Ирак — в том числе разработка и добыча месторождения «Западная Курна-2», одного из крупнейших в мире.
- Казахстан — участие в проектах Карачаганак (13,5%) и Тенгиз (5%).
- Узбекистан — разработка Кандым-Хаузак-Шады и проект Гиссар.
- Египет — Мелейя (один из первых зарубежных добывающих проектов ЛУКОЙЛА, 24%), WEEM и WEEM Extension.
- Камерун — глубоководный проект на участке Этинде (20%).
- Нигерия — глубоководный проект на блоке OML-140 (18%).
- Гана — глубоководный проект на блоке Тано (Deepwater Tano/Cape Three Points).
- Мексика — Аматитлан, а также Блоки 10, 12, 28.
- ОАЭ — 5% в концессии Ghasha в Персидском заливе.
- Республика Конго — 25% в проекте Marine XII на шельфе.
В трех странах у «Лукойла» есть нефтеперерабатывающие заводы. Речь о Румынии (Petrotel Lukoil), Болгарии («Лукойл Нефтохим Бургас») и Нидерландах (45% в НПЗ Zeeland).
Также LUKOIL Lubricants company занимается производством масел, смазок и других технических жидкостей в Австрии, Финляндии, Румынии, Турции, Казахстане. У компании есть обширная сеть АЗС за рубежом, в том числе в США, Турции и Италии.
Кроме того, «Лукойл» является одним из крупнейших акционеров (12,5%) Каспийского трубопроводного консорциума.
Напомним, 22 октября 2025 года OFAC внесло ПАО «Лукойл» в санкционный список, чтобы «усилить давление на энергетический сектор России и снизить ее способность получать доходы для ведения войны». OFAC выдало «Лукойлу» лицензию, «зная о возможных попытках «Лукойла» продать свои активы за пределами России незаблокированным сторонам», чтобы «поддержать такие продажи и еще больше перекрыть финансирование России».