«Малышка» с характером: как построить бизнес на любви к классической одежде

Fashion-бренд Hey Baby стал популярным среди казахстанских женщин

Алия Ахметова Hey Baby
Алия Ахметова
Фото: © Андрей Лунин

«Мы изучаем антропологию казахстанских женщин, собираем данные по предпочтениям, типам фигур, размерам. Например, мы выяснили, что средний рост нашей казахстанской клиентки составляет 164–170 см, и мы шьем именно на этот рост. А зарубежные бренды зачастую шьют вещи на рост от 170 см и выше, что не подходит нашим женщинам», — рассказывает 40-летняя Алия Ахметова, основательница казахстанского fashion-бренда Hey Baby.

Бренд появился на казахстанском рынке чуть более 10 лет назад и получил достаточно широкую известность: во-первых, флагманский бутик Hey Baby представлен в самом крупном торговом центре Центральной Азии, во-вторых, Алию многие знают по ее активному инстаграму. Но интервью мы начинаем не с обычного вопроса о том, как родилась идея бренда, а с… женщин.

«Наша клиентка — это активная и самостоятельная женщина старше 35 лет, которая знает, чего хочет. До 30 лет женщины ищут себя, экспериментируют, но после 30 появляется стабильность как в доходах, так и в стиле», — отмечает основательница бренда.

Она рассказывает, что проводит со своими клиентками серию глубоких интервью, результаты которых дают очень интересную информацию и пищу для размышлений. Например, пандемия сильно повлияла на размерный ряд: казахстанские женщины стали чаще покупать вещи размеров M и L, в то время как до этого лидировали по продажам размеры S и XS.

Алия начинала в Астане, но в 2017 году перевезла бизнес в Алматы и оценила различия между жительницами двух столиц. «Алматинки и астанчанки — очень разные по своей поведенческой модели, по своему потреблению. Например, алматинки совершают покупки одежды в 11 утра, а жительницы Астаны — строго в обед и после 18:00. Алматинки не носят каблуки вообще, потому что много ходят пешком, тут еще сказывается то, что город расположен под уклоном. Отсутствие каблуков сильно влияет на то, как сидит костюм», — рассказывает Ахметова.

По ее словам, алматинки более расслабленные, они предпочитают стиль casual строгому дресс-коду. Астанчанка же, которая работает или в госструктуре, или в национальной компании, должна соблюдать этот самый дресс-код.

Всего 10 юбок

Алия Ахметова окончила экономический факультет МГУ и строила корпоративную карьеру, в 2011 году вышла замуж и ушла в декрет. Забегая вперед, скажем, что на наемную работу она больше не вернулась. «Если ты активная работающая женщина, то в декретном отпуске ты в какой-то момент оказываешься как будто за бортом жизни. Тебе никто больше не звонит по работе, и возникает чувство, что ты никому не нужна. Я не понимала, что делать и чем заниматься дальше», — вспоминает собеседница.

В итоге Ахметова решила создать в Астане сеть небольших продуктовых магазинов. Идея казалась надежной, как швейцарские часы, а для казахстанского рынка начала 2010-х — интересной и неизбитой: аналог магазинов 7-Eleven.

«В моих магазинах было постоянное воровство: воровали как посетители, так и сотрудники. Конечно, эту проблему можно было тогда решить с помощью систем отслеживания, но мне было не до этого: у меня на руках был маленький ребенок, и я просто закрыла эти три магазина», — рассказывает Ахметова.

Через некоторое время она начала задумываться о том, что выбор вещей для девушек и женщин, работающих в корпоративном секторе, достаточно скуден и скучен. Пришла к этой идее собеседница из своей собственной боли: она очень любила красивую деловую одежду, знала примерный ассортимент и качество товаров в магазинах, которые предлагали деловую одежду во всех ТРЦ столицы. «В Астане до сих пор очень серьезно относятся к дресс-коду, и на тот момент я понимала, что девушкам и женщинам просто негде подобрать красивую и стильную одежду, которая соответствовала бы строгим требованиям организаций, в которых они работают», — вспоминает Алия.

Она решила заняться пошивом одежды сама. Предпринимательница смеется, когда говорит, что тогда это наивно казалось ей творческим процессом. «Как оказалось, никакое это не творчество», — говорит основательница бренда.

Алия Ахметова Hey Baby
Алия Ахметова
Фото: © Андрей Лунин

Начался новый бизнес Ахметовой буквально с 10 юбок, дизайн которых она придумала сама. Предпринимательница предостерегает всех желающих сделать так же, говоря, что не зря в мире существуют факультеты дизайна моды. Отшила эту партию швея из Тараза, которую Алия охарактеризовала как смелую девушку: не каждая возьмется за такой рискованный заказ. Юбки раскупили как горячие пирожки. «Я выставила пост у себя в Instagram, разослала сообщения по чатам, а потом приезжала к офисным зданиям, где покупательницы мерили и сразу покупали юбки. Потом начала шить и другие изделия», — вспоминает основательница Hey Baby.

Свой путь предпринимательница описывает как «чистый lean-стартап» — модель, где все доходы сразу же реинвестируются в развитие. Первоначальный капитал составил всего 100 тыс. тенге. На эти деньги были закуплены ткани, оплачены услуги швеи, а деньги, вырученные от продажи, Алия снова вкладывала в покупку материалов. Ахметова сама собрала сайт, Instagram. Ежедневно наматывая по 150–200 км на машине, она развозила заказы, закупала ткани и подстраивала свои маршруты под график работы детского сада, в который ходила дочь. «Сейчас этот путь я точно уже не повторила бы», — делится она.

Следующим важным этапом в развитии бизнеса стало открытие первой точки площадью всего 10 кв. м в столичном ЖК. «Это помещение стало первой «базой» нашего бизнеса: сюда привозили ткани, отсюда осуществлялся самовывоз заказов. Несмотря на интенсивность развития бизнеса, это был хаос: отсутствие системы продаж, примитивный маркетинг и работа по принципу «все в одном», — рассказывает Ахметова.

В какой-то момент у Алии стали покупать вещи женщины влиятельные, работающие на ответственных должностях, ее изделия стали появляться в медиа — как раз таки на таких женщинах. Стало понятно, что работающим женщинам нужна так называемая капсула — несколько вещей, которые можно носить в разных вариациях. Примерно в это время к Алие присоединились ее подруга Инна Филипович, которая стала основным партнером, и стилист Марина Кэмп, которая сейчас является арт-директором бренда. Позднее к команде бренда присоединились Рсалды Касым-Алина и Назира Даулетова.

«Первая коллекция появилась в 2016 году, но, если честно, тем качеством я не довольна. Мы на тот момент даже не знали, что нам нужен технолог, у нас не было ценообразования, маркетинга. Это, может, и хорошо, что у нас не было четкой концепции в начале пути, так как можно было пробовать и тестировать разные гипотезы», — отмечает Алия.

Вопрос, почему было выбрано такое название бренда, собеседница и сейчас считает самым сложным для себя. Название Hey Baby придумала подруга предпринимательницы, которая должна была стать партнером Ахметовой. «Это сейчас я понимаю, что название очень важно для бренда, а тогда все было проще. Так мы и живем с этим именем, хотя, может, оно немного диссонирует с тем, что мы производим», — говорит собеседница.

Дорога на юг

В 2017 году тогда еще маленький цех бренда переезжает в Алматы. В то время бренд получил кредит в фонде Damu на развитие Hey Baby (12 млн тенге под 6 %). Кредит был потрачен на покупку оборудования, на котором в компании частично работают до сих пор. К слову, тогда в команде работали пять человек: три швеи, технолог и конструктор. Примерно в это же время происходит рост бренда. Объясняет свой переезд Ахметова тем, что все, кто открывает бренд одежды в Астане, рано или поздно переезжают в Алматы, чтобы найти кадры.

«Исторически в Алматы есть и колледжи, и высшие учебные заведения, которые обучают дизайну и конструированию одежды. Конечно, кадров в любом случае мало, но ситуация здесь с работниками в сотни раз лучше, чем в Астане», — рассказывает она.

После переезда в Алматы и открытия цеха у бренда появились шоурумы в двух столицах, увеличилось число постоянных клиентов. Но возникла проблема — шоурумы находились в ЖК, где нет никакого трафика. Было решено идти в астанинский ТРЦ Mega Silk Way. Как рассказывает Алия, она полгода обивала пороги отдела аренды, пытаясь получить заветные квадратные метры. Сначала ТРЦ отнесся к бренду скептически, но позднее согласился на сотрудничество.

По словам Ахметовой, выход в ТРЦ для такого небольшого бренда, как Hey Baby, это история больших долгов, которые надо брать на депозиты, ремонт по требованию арендодателя, страховки всех рабочих и сотрудников, сертификации товаров и множество других нюансов.

«Работа в ТРЦ вообще очень сильно дисциплинирует твой бизнес. Можно сказать, что мы выросли с помощью Mega быстро и качественно. Потому что раньше было достаточно хорошо шить и хорошо продавать, а теперь тебе надо быть стратегом и разбираться самому во всех процессах. Когда вы видите в крупных ТРЦ местные бренды — знайте: они прошли сквозь огонь, воду и медные трубы, чтобы быть там», — рассказывает Алия.

После открытия в ТРЦ Mega Silk Way бренд столкнулся с новым вызовом — необходимостью делать достаточно большие запасы товара. В день открытия магазина продажи превысили 2 млн тенге, а во времена шоурума это был показатель месячных продаж. «Высокие продажи диктуют необходимость больших запасов, а мы стали сразу продавать хорошо. Это все «магия трафика» ТРЦ. В Казахстане, а особенно в Астане, трафик ТРЦ не сравним ни с каким стрит-форматом или форматом шоурума», — рассказывает собеседница.

В 2019 году компания открыла магазин в алматинском Mega Center Alma-Ata, что тоже положительно сказалось на показателях компании: росли продажи, а с ними и качество, и экспертиза бренда.

Рынок еще формируется

Казахстанский рынок моды и ретейла пока только формируется, отмечает Ахметова. У местных брендов нет многолетней истории, нет традиций и узнаваемого продукта, который гарантированно обеспечивал бы спрос. Когда Hey Baby только начинал переговоры с Megа, у бренда не было ни стабильного дохода, ни репутации, ни продукта, который успел бы зарекомендовать себя. Однако рынок оказался открытым для новых игроков, и даже с минимальным опытом можно было договориться.

Основательница Hey Baby отмечает, что на казахстанском рынке можно насчитать лишь несколько местных брендов, которые сумели выжить и укрепить свои позиции. Сейчас их главная задача — завоевать место в жизни потребителей, стать частью их привычек и ассоциаций.

Однако современные реалии вносят свои коррективы: глобальный рынок ретейла переживает кризис, вызванный перепроизводством, удешевлением продукции и снижением ее ценности. Чтобы оставаться на плаву, брендам приходится искать новые стратегии, оптимизировать процессы и адаптироваться к меняющимся условиям.

Тем временем Hey Baby возвращается в офисы вместе со своими клиентками. Спрос на деловые костюмы постепенно восстанавливается, подтверждая простую истину: любой тренд неизбежно порождает свой антитренд и классика всегда остается в моде.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте